Министерство финансов России и Центробанк взялись за рубль в четыре руки. Финансовое ведомство сообщило, что с 15 января по 16 февраля намерен покупать ежедневно иностранную валюту и золота на 4,1 млрд рублей. По подсчетам Интерфакса, это в 1,3 раза меньше, чем в предыдущий месяц. С другой стороны, Банк России увеличивает продажи валюты – на 1,35 млрд рублей в день. С чем связаны такие шаги и что они дадут?
Рублю подольют валюты
По словам ведущего аналитика AMarkets Игоря Расторгуева, хотя действия Минфина и ЦБ могут показаться противоположными, они преследуют общую цель — стабилизацию финансового рынка.
«Минфин осуществляет покупки валюты и золота в рамках бюджетного правила, что позволяет аккумулировать средства в Фонде национального благосостояния (ФНБ) для будущих расходов и снижения зависимости бюджета от колебаний цен на нефть и газ. ЦБ, продавая валюту, стремится сгладить волатильность на валютном рынке и поддержать курс рубля, особенно в периоды повышенной нестабильности. Например, в конце 2024 года ЦБ приостановил покупки валюты, чтобы снизить давление на рубль», – поясняет эксперт.
«Увеличение продаж валюты со стороны ЦБ и снижение активности покупок Минфина могут способствовать укреплению рубля в краткосрочной перспективе, так как увеличивается предложение иностранной валюты на рынке», – резюмирует Расторгуев.
С этим выводом согласен начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст», к.э.н. Олег Абелев. Он поясняет, что уменьшение объемов покупки валюты Минфином и увеличение продаж со стороны ЦБ приведет к тому, что в результате валюты будет оставаться в денежной массе больше.
«Основная задача этих операций – стабилизировать курс рубля, снизить его волатильность. На данном этапе снижение волатильности означает большее укрепление рубля. Хотя это не долгосрочный тренд. Не значит, что весь год Минфин будет покупать валюты меньше, а ЦБ будет продавать ее больше», – отмечает Абелев.
Нефть диктует правила
По словам начальника аналитического отдела ИК «Риком-Траст», есть и вторая причина такого хода Минфина: ведомство сообщило, что в декабре были недополучены нефтегазовые доходы.
Отметим, что, как говорится в сообщении министерства, отклонение фактически полученных нефтегазовых доходов от их ожидаемого месячного объема составило по итогам декабря 2024 года 10,1 млрд руб.
«Соответственно валюты, которая могла бы поступить в страну и быть конвертированной в рубли, стало меньше. Чтобы этот дефицит нивелировать, ЦБ в рамках бюджетного правила будет продавать валюты больше», – поясняет Олег Абелев.
По словам эксперта, влияние нефтегазовых доходов на бюджетное правило – взаимосвязанные вещи. Если в рамках бюджетного правила происходит уменьшение или увеличение объема продажи валюты, то это связано с недополучением или с получением нефтегазовых доходов. Это напрямую влияет на объем иностранной валюты в денежной массе.
Как отмечает заместитель начальника отдела аналитических исследований ИКСИ, к.э.н. Вера Кононова, по последним данным Минфина, нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2024 году составили 11,13 трлн руб., хотя еще осенью их ожидаемый годовой объем должен был составить 11,31 трлн руб. Такая оценка приводилась в «Основных направлениях налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики на 2025-2027 годы».
«Примечательно, что недостижение планового объема нефтегазовых доходов наблюдается, несмотря на продолжение тенденции к снижению курса рубля, что в обычных условиях увеличивает нефтегазовые доходы бюджета. Это связано в том числе со снижением мировых цен на нефть, а также с ростом выплат нефтяникам», – комментирует ситуацию Кононова.
По данным Минфина, в 2024 году выплаты обратного акциза на нефтяное сырье увеличились на 38,4% по сравнению с 2023 годом, а топливного демпфера – на 14,3%. Суммарно же эти выплаты в пользу нефтяной отрасли составили более 3,4 трлн руб.
Налоги сгладят риски для бюджета
Однако нефтегазовые доходы бюджета не являются серьезным поводом для беспокойства.
«Необходимо учитывать, что сам по себе полученный объем нефтегазовых доходов федерального бюджета существенно превышает показатели 2023 года (по данным Минфина можно оценить, что итоговый рост составил 26,2%). Таким образом, недовыполнение плановых значений нефтегазовых доходов не является критическим с точки зрения бюджетных обязательств (к тому же оно компенсируется ускоренным ростом ненефтегазовых доходов бюджета)», – поясняет Вера Кононова.
Стоит отметить, что по итогам 11 месяцев 2024 года другие — ненефтегазовые — доходы федерального бюджета составили 22 309 млрд рублей, увеличившись на 25,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основными составляющими этого прироста стали оборотные налоги: НДС, акцизы, ввозные пошлины. То есть, финансовый импульс идет из самой экономики. По мнению экспертов, в текущем году эта тенденция сохранится.
«В 2025 году следует ожидать дальнейшего замедления роста нефтегазовых доходов и продолжения их постепенного “замещения” в структуре доходов федерального бюджета на доходы, не связанные с нефтегазовым сектором. Вместе с тем, финансовая устойчивость бюджетной системы будет все в большей степени зависеть от состояния экономики: например, ожидаемое замедление экономического роста из-за дороговизны заемных средств будет быстрее отражаться и на доходах бюджета», – рассуждает аналитик ИКСИ, указывая на то, что федеральный бюджет спланирован с учетом таких тенденций.
«На этом фоне с высокой вероятностью Минфин продолжит действовать в рамках принятого бюджетного правила, а возникающий дефицит бюджета будет компенсировать за счет заимствований», – резюмирует Вера Кононова.