Еще один МГУ за пять лет
Минстроем утверждена и вступит в действие с 26 января 2025 года новая редакция свода правил (СП) 278.1325800.2024 «Здания образовательных организаций высшего образования. Правила проектирования». Дату - следующий день после Дня российского студенчества (дент памятм св. мч. Татианы) - в министерстве назвали символичной.
В новую редакцию свода правил включены, в частности, требования на случай размещению зданий высших учебных заведений в составе технопарков, а также требования к новым типам помещений образовательных организаций: конференц-залов, временных рабочих мест (коворкингов), зрительных залов, фуд-кортов, и кроме того, составу и площадям гостиниц для студентов.
Как пояснил «Моноклю» первый зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев, «Правила” пересмотрены для реализации национальной цели, поставленной президентом страны: строительство к 2030 году сети университетских кампусов мирового уровня общей площадью более 2,2 млн кв. м в рамках национального проекта «Наука и университеты».
Отметим, кстати, что это сопоставимо с площадью всех многочисленных помещений кампуса (более привычно говорить - комплекса) МГУ им. Ломоносова на Воробъевых горах. А он весьма и весьма немаленький и помимо всемирно известной высотки со шпилем состоит из десятков больших и малых зданий. Новое здание МГУ на Ленинских в то время горах и было первым в СССР кампусом, раскинувшимся на более чем 100 гектарах и включавшим всю мыслимую тогда инфраструктуру в передовом исполнении (и не без роскоши).
Это не для ленивых
«Есть устаревшее представление, что если в кампусе создать коворкинги, фудкорты, другие открытые пространства, то студенты будут там заниматься какими-то сторонними делами, развлекаться и не будут учиться, - говорит директор Центра трансформации образования школы управления Сколково Ольга Назайкинская. - На самом деле, университет получит прямо противоположный эффект».
Это плотность коммуникации, смешанная интеллектуальна среда, где студенты, исследователи, преподаватели из разных дисциплин могут встретиться в полунеформальной обстановке, обменяться идеями. Из этого возникают потом новые исследовательские проекты, новые образовательные программы. Таким образом реализуется и воспитание нового поколения исследователей и преподавателей.
Кроме того, не у всех студентов есть возможность продуктивно самостоятельно готовиться к занятиям или делать научные проекты дома: у кого-то стесненные условия, у кого-то много отвлекающих факторов. В кампусах как раз будет предоставлена эта возможность, и студенты смогут находиться в среде, которая стимулирует их к поиску, к новым знаниям.
Строительный универсум
Ольга Назайкинская так же напомнила о том, что в России реализуется большой проект межуниверситетских кампусов мирового уровня. Там заложено существенное финансирование. Многие университеты уже выиграли конкурс и приступили к реализации проектов кампусов. Кто-то еще планирует участвовать. Помимо финансирования со стороны федерального бюджета, приветствуются инвестиции со стороны регионов. Также большую роль в проектах кампусов играют государственно-частные партнерства, различные формы благотворительности, и, конечно, собственные средства, которые университет зарабатывает на исследованиях и разработках и готов инвестировать в модернизацию инфраструктуры. «Мы надеемся, что к 2026-му году уже увидим результаты тех, кто начал реализовывать программу кампусов, а к 2030-му году большинство кампусов должны быть построены», - отмечает эксперт.
Есть два вида ситуаций, требующих модернизации, добавляет Ольга Назайкинская. Первая — сохранить исторический кампус, который был построен в XIX, XVIII веках и ранее, и при этом сделать современные пространства. Одним из самых известных примеров является Йельский университет, но у нас в стране тоже есть прекрасные примеры того, как решается эта задача, например, Высшая школа экономики или Томский государственный университет.
Есть другой тип модернизации, продолжает она: когда здания довольно старые, но не носят статус исторического наследия, а скорее представляют эпоху второй половины 20-го века: стандартные корпуса, коридорная система и т.д. Университет РОСБИОТЕХ, Дальневосточная академия физической культуры и многие другие университеты находят новые решения для таких, казалось бы, не очень приспособленных к современным реальным зданий.
Между тем, напоминает руководитель Строительной академии «Технониколь» Эльвир Давлетшин, в прошлом году государство в принципе посмотрело правила проектирования образовательных учреждений, включая дошкольные, школы и высшие учебные заведения. Изменения направлены на создание комфортной среды для учащихся. В качестве удачного примера реализации такой инициативы эксперт приводит кампус НИУ ВШЭ. Хотя в случае с ВШЭ речь идет не только об учебном пространстве. По аналогии с Сорбонной или Гарвардом авторы проекта преследовали цель обновить весь район, повысить его привлекательность для горожан и туристов. Создается историческая среда, в которой активно кипит университетская жизнь.
«Конечно, - отмечает Эльвир Давлетшин, - создание подобных пространств требует инвестиций, и немалых. Выходом для вузов опять же может стать тесное взаимодействие с работодателями. Бизнес заинтересован в молодых кадрах и наверняка захочет поддержать создание рабочих зон, коворкингов при условии, что сам также получит возможность работать с молодежью: проводить практикумы, мастер-классы и пр. Опять же пример - НИУ ВШЭ, в котором уже есть зоны крупных российских ИТ-компаний».
Прямой корреляции между дизайном помещения и качеством образования Эльвир Давлетшин советует не проводить, хотя непрямая, но все же зависимость, по его словам, существует. Это должно способствовать повышению мотивации и интереса как со стороны учеников, так и со стороны педагогического состава. Потом, если вуз будет создавать зоны совместно с работодателями, значит, откроется поток новых знаний от бизнеса. Сочетание фундаментальной теории и практических знаний послужит основой для повышения уровня образования в целом.
Если говорить про успешные примеры модернизации кампусов, помимо НИУ ВШЭ, эксперт указывает на опыт создания образовательных пространств у нас (“в России и соседних странах мы построили порядка 20 учебных центров”, - отмечает он). Успешные кейсы у Росатома, Роснефти, Русгидро, Транснефти, Лукойла. В Казахстане строятся кампусы при поддержке китайского бизнеса.
В то же время для строительных компаний, по словам эксперта, фактически ничего не меняется. Строительная отрасль к изменениям абсолютно готова, констатирует Эльвир Давлетшин. Производители материалов, проектировщики, подрядчики смогут практически бесшовно перейти на новые требования. Ведь основные нормы, касающиеся качества и безопасности строительных конструкций, остались без изменений.
Перемены скорее коснутся заказчиков, которые должны будут привлекать к работе над проектом специалистов в области промышленного дизайна. Вполне возможно, что эта практика даст импульс развитию данного направления.
Место карьер
В учебных заведениях изменениям рады. Как заявила «Моноклю» Татьяна Ашутова, декан факультета дизайна и рекламы университета «Синергия», изменения представляют собой долгожданный шаг к модернизации инфраструктуры вузов, которая на сегодняшний день, к сожалению, во многом устарела. Созданная инфраструктура интересна как для обучающихся, так и для преподавателей и ученых мирового уровня, вввыстраивающих дальнейшую карьеру. Проект, полагеет она, повлияет на образовательную политику, на развитие науки, на политику в области трансфера знаний и технологий, коммерциализацию разработок, кампусную, молодежную политику.
Татьяна Ашутова отмечает, что введение новых стандартов проектирования, включая требования по доступности для маломобильных групп, является важным шагом к созданию инклюзивной образовательной среды.
Инфраструктура или образовательное пространство – один из основных компонентов современной среды обучения, соглашается руководитель Дирекции методологии и технологий образования ВШГУ Президентской академии Татьяна Лаврова. Грамотно продуманные и оборудованные кампусы, лаборатории, читальные или просмотровые залы, коворкинги, по ее словам, создают уникальную среду, способствующую развитию профессиональных и личностных качеств студентов. В таком пространстве создаются новые и прорывные идеи и проекты.
Размещение вузов в составе технопарков отчасти решает проблему нехватки современных пространств, указывает эксперт. Многие учебные заведения были построены десятки лет назад и морально устарели, нет возможности прирасти новыми территориями или состояние фонда не позволяет внедрить передовые технологии. Симбиоз науки и практики за счет размещения учебных пространств в технопарках решает этот вопрос и выгоден абсолютно всем участникам. Нематериальная выгода - карьерные ярмарки и семинары по поиску работы прямо на месте обучения и с высокомотивированными интересантами.
Развитие современного пространства кампусов должно основываться на нескольких ключевых принципах, уверена Татьяна Лаврова. В их числе интеграция технологий. Современные технологии должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса и повседневной жизни студентов. Это включает в себя создание цифровых платформ для обучения, интерактивных учебных пространств, а также обеспечение доступа к высокоскоростному интернету и современным IT-инфраструктурам.
Важна также поддержка инноваций и предпринимательства: Кампусы должны создавать условия для поддержки инновационных проектов и стартапов. Это может включать в себя создание инкубаторов, акселераторов и других программ поддержки предпринимателей среди студентов и выпускников.