На втором месте в списке поставщиков нефти в Китай после России стоит Саудовская Аравия. Закупки аравийской нефти снизились в прошлом году на 9% до 1,57 млн бар./д. с 1,72 млн бар./д. в 2023 году (78,64 млн т и 47,86 млрд долларов). Третье место у Малайзии (1,39 млн бар./д; 70,33 млн т и 38,3 млрд долларов). Эта страна из Юго-Восточной Азии, главным образом, выполняла функции перевалочного пункта для иранской и венесуэльской нефти.
Кстати, в официальных данных GACC нет ни барреля нефти из Ирана. Тем не менее, ни для кого не секрет, что китайские НПЗ, особенно независимые, являются ее крупнейшими покупателями в мире. На их долю приходится св. 90% всего иранского экспорта нефти.
Несмотря на рост импорта иракской нефти на 7,7% до 63,64 млн т (1,24 млн бар./д. и ок. 40 млрд долларов) Ирак выбыл из лидирующей тройки.
Всего же Китай купил за границей в 2024 году 553,4 млн т нефти, что на 1,9% меньше, чем в позапрошлом году (11,04 и 11,28 млн бар./д соответственно). Затраты на нефтяной импорт снизились за год на 3,9% до 324,8 млрд долларов.
Россия стала в прошлом году крупнейшим поставщиком «черного золота» в Поднебесную, но согласно данным китайской Таможни, в последние месяцы года доля аравийской нефти начала расти за счет российской нефти. Причем, по времени снижение поставок нефти из России в КНР совпало с ужесточением санкций на танкеры так называемого «теневого» флота. В последние месяцы 2024 года снизились и поставки иранской нефти в Поднебесную.
В последние дни прошлого года цены на нефть из Дубая и Омана превысили цену марки Brent, что, между прочим, бывает редко. Не удивительно, что в Китае и Индии, нефтепереработчики которых по части прагматизма дадут фору западным коллегам, резко вырос спрос на нефть с Ближнего Востока.