Президенту показали на «АвтоВАЗе» совершенно новый кроссовер

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
30 января 2025, 21:21

Побывав на автозаводе в Тольятти Владимир Путин открыл не только для себя, но и для публики новый вазовский кроссовер. Он также заявил, что ставки по кредитам стали препятствовать покупке россиянам автомобилей, и пообещал применение различных мер поддержки.

kremlin.ru
Во время посещения Владимиром Путиным "АвтоВАЗа"
Читайте Monocle.ru в

Большой «плюс»

В ходе поездки в Самарскую область 28 января президент посетил «АвтоВАЗ», познакомившись с его новинками.Так генеральный директор АО «АвтоВАЗ» Максим Соколов показал Владимиру Путину предсерийный автомобиль «Лада Искра». Модель, как сообщается, создана на новой высокотехнологичной платформе и выпускается в трех модификациях кузова: седан, универсал и универсал-кросс. Старт серийного производства намечен на апрель 2025 года. 

Главе государства также представили другие перспективные модели выпускаемых на заводе автомобилей: полноприводный электромобиль «е-Нива», макеты новых городских кроссоверов «Б+кросс» и «Т-134», а также минивэна «Б-Вэн», сообщает официальный сайт президента РФ.

Как пишет портал autonews.ru, работу над новым кроссовером Lada B+ Cross инженеры АвтоВАЗа обещали начать еще несколько лет назад. Изначально предполагалось, что этим автомобилем станет новая «Нива» на базе Renault Duster, однако после ухода французов платформу «Дастера» отложили и обратились к платформе Lada Vesta. И в сентябре 2022 года глава Максим Соколов анонсировал появление через 2-3 года кроссовера и минивэна.

https://t.me/news_kremlin/скриншот с видео

На «Автоновостях» отмечается, что платформа Lada Vesta не рассчитана под полный привод, поэтому «с огромной вероятностью» можно прогнозировать, что кроссовер Lada B+ Cross будет оснащен приводом только на передние колеса. Прогноз по поводу двигателя: мотор Lada 1.8 Evo либо «совершенно новый китайский турбомотор». При этом указывается, что «АвтоВАЗ» давно работает над новым поколением своих двигателей.

Премьера Lada B+ Cross должна пройти в рамках ПМЭФ- 2025. А сроки запуска автомобиля в серию, как заявил Максим Соколов — первая половина 2026 года. В программу разработки кроссоверов и минивэна вложено 20 млрд рублей.

Угловатый и тем самым, возможно, обыгрывающий не только нынешний X-style, но и дизайнерские традиции «восьмерки» и «девятки» кроссовер очень нужен «АвтоВАЗу». Необходим отечественый автомобиль такого класса и покупателям. А судя по дальнейшему разговору, покупателей он будет завоевывать не только у нас в стране. Это, кстати, не должно пугать (мол, нам не достанется). Дефицитом машина стать не должна, но, напротив, как уверяют «Монокль» многие производители (хотя мы и не всегда с ними согласны), мировой рынок позволяет сделать товары доступнее, за счет того, что в больших сериях они становятся дешевле.

«Будем поддерживать и экспорт автомобильной продукции»

Главными темами разговоров Владимира Путина с заводчанами в цехах предприятия стали те, что навеяны снижением планов выпуска: 505 тысяч машин на 2025 год против 525 тысяч годом ранее.

В ходе общения с коллективом завода президент отметил, что у государства существует большая программа поддержки несырьевого экспорта. «Разумеется, будем поддерживать и экспорт автомобильной продукции. "АвтоВАЗ" здесь одним из первых должен быть, даже сомнений нет. У нас есть программа увеличения экспорта до 2030 года и дальше. Эта программа будет выполняться. Вопрос в наполнении этой программы реальными деньгами. И те, кто этим занимается, денег всегда мало, но говорят, что нужно добавить, – нужно над этим думать. Здесь сомнений нет, мы заинтересованы, государство в этом заинтересовано», — заявил Владимир Путин.

Другим вопросом стало падение покупок автомобилей в кредит. «Снижается спрос из-за ключевой ставки, из-за ставок коммерческих банков. Людям просто сложнее стало брать кредит», — сказал президент. Он добавил, что и в связи с этим обстоятельств государство намерено оказывать меры поддержки отечественному автопрому.

Одна из мер поддержки, причем не связанная с потребительским спросом, продвигается сверху уже не первый год и, как выясняется, не без проблем.

«Надо пересаживать чиновников на российские автомобили. И действительно, такая команда есть. Но, к сожалению, я смотрю на то, что происходит в этой сфере, это указание пока не полностью исполнено», — сказал Путин.

По его словам, трудность возникает из-за того, что сложно определить уровень локализации произведенного автомобиля. Он добавил, что продолжается работа над составлением критериев и президент лично занимается этим вопросом.

Отметим, что, насколько можно понять, госслужащие стремятся обзавестись служебным автомобилем с иностраннымми корнями. Широко представленный теперь у нас китайский автопром предлагает линейку вплоть до премиальных моделей, не говоря уже о седанах и кроссоверах классом пониже. То из этого, что собирается в России, претендует на российское происхождение. Тем более, что известные российские предприятия выпускают китайские по сути машины, присваивая (усваивая, как говорят ученые) им новые или заслуженные отечественные бренды. Тут действительно нелегко разобраться: степень локализация очень низкая, а машина как будто и наша...

Напомним, что Группа «АвтоВАЗ» – крупнейший в России производитель легковых автомобилей с самым высоким уровнем локализации. Группа объединяет четыре производственные площадки – в Тольятти, Санкт-Петербурге, Ижевске и Аргуне, и связывает между собой более 1,6 тысячи поставщиков комплектующих и 338 дилерских центров по всей России. В 2024 году с вазовских конвейеров сошло более 525 тысяч автомобилей. В апреле 2025 года предприятие отметит 55 лет со дня выпуска первого автомобиля – ВАЗ-2101 «Жигули».

Ставка на отечественное 

Что касается конкретно кредитования, то, напоминает ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев, в 2025 году российские власти увеличили объем поддержки программ льготного автокредитования и лизинга, выделив 36 млрд рублей на кредиты и 27 млрд на лизинг. Это решение связано с несколькими факторами: поддержка отечественного автопрома, импортозамещение, восстановление спроса. В условиях санкционного давления и ухода иностранных производителей важно стимулировать спрос на российские автомобили. Льготные программы направлены на повышение продаж машин, произведенных в России.

Российские автозаводы увеличивают выпуск моделей, и госпрограммы все же помогают гражданам и бизнесу сделать выбор в пользу отечественного транспорта, указывает эксперт. В 2022–2023 годах рынок переживал спад, и теперь требуется дополнительное финансирование, чтобы поддержать автопром и сделать автомобили доступнее.
 
Поскольку одним из основных инструментов финансирования приобретения автомобиля для большинства людей является автокредит, то, безусловно, сложившаяся ситуация на рынке автокредитования дестимулирует интерес населения к приобретению автомобилей, говорит руководитель направления экспертной аналитики Банки.ру Инна Солдатенкова. По ее словам, высокая ключевая ставка приводит к тому, что стоимость автокредитов в тарифах банков оказывается на запредельных уровнях. Кроме того, на рост ставок оказывают влияние и макропруденциальные надбавки к капиталу банков, размер которых был повышен регулятором в ноябре 2024 года: это повлияло на перенастройку банками кредитных политик и снижение уровня одобрений.

«Поскольку потенциальным автолюбителям традиционно проще получить кредит на марки машин, с автопроизводителями которых сотрудничают банки, то одним из инструментов стимулирования спроса могло бы стать расширение специальных программ на покупки автомобилей отечественных марок. Также помогла бы и модификация условий по действующей госпрограмме в части расширения возможных категорий заемщиков, однако такая мера потребует увеличения поступлений из бюджета на субсидирование», — заключает эксперт.

Нужен центр инжиниринга мирового уровня

Глава Ассоциации сотрудничества и экономических связей Роман Синицын указывает на опасность замкнутого круга, когда «из-за низкой конкурентоспособности падают продажи и доходы, а нехватка средств не позволяет инвестировать в развитие и обновление, еще больше усугубляя отставание. В итоге отечественный автопром все больше вытесняется с рынка импортом и сборочными производствами зарубежных марок. Выход из этой ловушки потребует комплексной программы глубокой модернизации отрасли», — говорит аналитик.

Ключевыми элементами антикризисной стратегии, полагает Роман Синицын, должны стать масштабные инвестиции в НИОКР и разработку конкурентоспособных моделей, нужен свой центр инжиниринга мирового уровня, технологическая модернизация и автоматизация производства для повышения качества и снижения издержек. Важна также подготовка современных кадров для автопрома: конструкторов, технологов, управленцев.

По словам независимого финансового советника Алевтины Абросимовой, «стоит учитывать и влияние технологий. Появление электромобилей и гибридов меняет восприятие потребителей о том, что значит "современный автомобиль". Если производители не успевают адаптироваться к новым требованиям рынка, это может привести к падению спроса на традиционные модели».