Трамп хочет одновременно подружиться и поругаться с Индией

Геннадий Рушев
корреспондент Monocle.ru
14 февраля 2025, 19:30

В новой администрации Белого дома намерены заставить Индию принять как должное, американский удар по ее экономике и одновременно куда сильнее, чем прежде, сблизиться с Соединенными Штатами в политике. Если с ЕС схожая тактика, может быть, и удастся, с Дели то же самое проделать будет несоизмеримо сложнее.

Фотобанк "Фликр"/архивное фото
Читайте Monocle.ru в

В четверг в США с двухдневным визитом приехал премьер-министр Индии Нарендра Моди. С тех пор, как США откровенно взяли курс на противостояние Китаю, к этому политику и к этой стране приковано особое внимание американских президентов, будь то Джо Байден или Дональд Трамп.

Последнему Индия интересна даже больше, чем его предшественнику. В первую каденцию Трампа США удалось несколько поколебать соблюдавшуюся десятки лет индийскую политику нейтралитета в международных делах. Американский президент возродил появившееся на время спасательных работ после разрушительного цунами 2004 года объединение Австралии, Индии, США и Японии – так называемый Четырехсторонний диалог по безопасности, QUAD. Более того, Трамп придал этой организации особый антикитайский оттенок.

Конкретных обязательств в рамках QUAD Индия, по существу, на себя не взяла. Моди никогда не скрывал, что рассматривает Четырехсторонний диалог как переговорную площадку, где либо обсуждают глобальные проблемы, либо решают конкретные вопросы двустороннего сотрудничества. В данном случае он выступил как наследник своих предшественников и идеологических оппонентов – Индиры Ганди, Джавахарлала Неру и прочих политиков Индийского национального конгресса, ныне находящегося в непримиримой оппозиции правящей Бхаратия Джаната парти.

Кто бы у власти в Индии ни был, светские социалисты ИНК или сторонники умеренного индусского фундаментализма из БДП, во внешней политике они предпочитали многовекторность. Как бы ни сложны были отношения с соседями, индийские премьеры не вступали в какие-либо военные союзы.

Индийская армия годами закупает оружие у США и России (все попытки Запада вытеснить продукцию российского ВПК из страны не увенчались и вряд ли увенчаются успехом). Индия может спорить, вплоть до вооруженных столкновений, с Китаем из-за клочков земли в Гималаях – но при этом остается в составе БРИКС, в который входит и КНР. Поэтому идея дружить с США на антикитайской основе Дели никогда особенно не вдохновляла.

Тем не менее, идея создать «Индо-Тихоокеанское НАТО», с подчеркнутой антикитайской направленностью, у Трампа была всегда. Теперь он попытается ее реализовать: в 78 лет откладывать некоторые вещи на потом уже нельзя. О серьезности своих намерений в отношении QUAD Трамп напомнил уже 21 января, на следующий день после вступления в должность. По инициативе США в Вашингтоне собрались министры иностранных дел этой организации. В коммюнике не упоминался Китай. Зато весь документ был посвящен почти исключительно оборонному сотрудничеству, прочим же сферам было уделено сравнительно мало места.

Нетрудно было предположить, что о том же Трамп будет говорить и с Моди, даже притом, что для этого складывается не лучший фон. И действительно, на совместной пресс-конференции после переговоров в Белом доме Трамп объявил, что уже в этом году объемы военных поставок в Индию возрастут на «многие миллиарды» долларов.

При этом США и Индия сейчас балансируют на грани торговой войны. Трамп объявил о введении 25% пошлин на всю импортируемую сталь и алюминий. Ни для одной страны не сделано исключение. А Индия, между тем, в 2024 году экспортировала в США стали почти на 450 млн долл. Уже были сообщения о том, что Моди рассматривает введение ответных мер. Какими они будут даже и не важно. Значение имеет сам факт начала разговора с Вашингтоном на языке контрмер и экономических угроз. США до этого лишь завоевывали индийский рынок, а не выдавливались с него. В 2022 году американцы, потеснив Китай, стали главным экономическим партнером Индии, о чем индийское министерство торговли и промышленности в свое время отрапортовало прямо-таки с гордостью. Поэтому пошлины США были восприняты не только индийским бизнесом, но и общественным мнением без восторга. 

Особого прогресса не принесла и личная встреча. С одной стороны, объявлено о намерении заключить «торговую сделку». С другой, перед самой встречей Трамп подписал меморандум о введении «эквивалентных тарифов» для торговых партнеров США. Их он обещал применить и в ответ на последние шаги Индии: «Сейчас мы являемся страной эквивалентности. Сколько бы Индия ни потребовала, мы потребуем с нее столько же». Впрочем, это относится не только к Индии, а ко всем странам.

К тому же Трамп затеял еще и борьбу с нелегальной миграцией. В наручниках на военных самолетах отправляют на родину не только колумбийцев, гондурасцев и венесуэльцев, но и индийцев. Свыше ста человек в Индию уже доставлено. Своей очереди ожидает в несколько раз больше. 

Для России важно то, что индийский премьер и американский президент не могли не обсудить тему антироссийских санкций. Индия к ним не присоединилась, по-прежнему продолжая закупать российскую нефть. Непосредственно о санкциях после переговоров американского президента и индийского премьера сказано не было, но Трамп сообщил, что Моди согласился закупать больше американских нефти и газа, что может сделать США «поставщиком номер один» в этой сфере для Индии.

Свои нефть и газ США продвигают не так давно, а вот вооружения, это очень давняя статья их экспорта. К попыткам США вытеснить РФ на рынке вооружений индийцы не особенно восприимчивы. По данным Стокгольмского института мира, в 2024 году на РФ приходилось 37% закупок вооружений Нью-Дели, на США – лишь 13%. Эта пропорция может измениться, опять-таки, если проект преобразования QUAD в военный союз сдвинется с мертвой точки.