Тарифная драма между Китаем и США (где-то там же притулились Мексика и Канада) в начале текущей недели несколько отодвинулась с передней позиции – по крайней мере для нефтяного рынка. Введение взаимных пошлин было отложено как минимум на месяц. Но это позволило вновь избранному президенту США заняться другими «насущными делами» и возобновить кампанию «максимального давления» на Иран, стремясь свести экспорт иранской нефти, ни много ни мало, к нулю.
Трамп подписал президентский меморандум перед встречей с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, приказав министру финансов США оказать «максимальное экономическое давление» на Иран, включая санкции и механизмы принуждения, пишет Reuters. На этом фоне цены сначала пошли вверх.
План Трампа, пишет OilPrice.com, заключается в полном сокращении экспорта иранской нефти — «смелый шаг, учитывая, что Иран по-прежнему экспортирует до 1,3 млн баррелей в день, в основном в Китай». Риск роста цен вполне реален.
Но нефтяные трейдеры — «циничная компания, они уже видели этот фильм», — иронизирует Джулианна Гейгер, редактор Oilprice.com. — «Но не удивляйтесь, если завтра трейдеры, торгующие нефтью, проснутся и внезапно решат, что отключение ключевого производителя ОПЕК — это на самом деле серьезная проблема».
Пока же цены на сырую нефть стали снижаться после того, как Китай ответил на тарифы США в отношении Китая: WTI подешевела почти на 3%, а Brent — почти на 2%.
Иран, третий по величине производитель в Организации стран-экспортеров нефти, добывает около 3,3 млн баррелей нефти в день, или примерно 3% мировой добычи, и это важный фактор для рынков. Тем временем, пока что он «в игре», и аналитики рассматривают варианты снижения цен.
«Ответные меры со стороны Китая могут не ограничиться 10-процентными пошлинами на сырую нефть из США, которые также могут быть преднамеренной попыткой ослабить юань, если США введут дополнительные пошлины на китайский экспорт в США», — сказал агентству Reuters Келвин Вонг, старший аналитик рынка OANDA. — В целом такие действия, скорее всего, приведут к укреплению доллара, что, в свою очередь, снизит... цены на нефть, учитывая, что члены ОПЕК+ планируют постепенно увеличивать добычу нефти с апреля».
Напомним, в понедельник ОПЕК+ объявила о намерении придерживаться своей политики постепенного увеличения добычи нефти с апреля и, кстати, исключила Управление энергетической информации правительства США из списка организаций, которые отслеживают добычу и соблюдение соглашений о поставках. ОПЕК+ и Дональд Трамп неоднократно конфликтовали еще во время его первого президентского срока. Тогда президент США требовал увеличить добычу, чтобы компенсировать сокращение поставок из Ирана, вызванное реанимированными им американскими санкциями.
После возвращения в офис в январе Трамп уже призвал Организацию стран-экспортеров нефти снизить цены. Вице-премьер России Александр Новак рассказал, что группа министров из ОПЕК и стран-союзников во главе с Россией (ОПЕК+) обсудила призыв Трампа увеличить добычу, и отметил, что ОПЕК+ начнёт наращивать добычу с 1 апреля в соответствии с предыдущими планами.
Нефть Brent на протяжении последних шести дней консолидировалась в диапазоне 75–77 долл. за баррель, рассказывает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Людмила Рокотянская. Вчера Brent пережила достаточно волатильный день — на непродолжительное время цена опустилась к 74 долларам, после чего произошел резкий откуп просадки.
Эксперт подтверждает: на динамику цен сейчас оказывает сильное влияние политика президента США Дональда Трампа. Свой новый срок он начал с торговых войн против других стран. Особенно острой для рынка нефти является вопрос торговых отношений США и Китая. Это две ключевые экономики, и торговая война между ними может спровоцировать замедление деловой активности в мире и, как следствие, привести к снижению спроса на энергоресурсы. Также локальное давление на котировки вчера могли оказать данные API о второй неделе роста коммерческих запасов нефти в США.
При этом на стороне роста нефтяных цен выступают вероятное сокращение морских поставок российской нефти в связи с санкциями США, введенными еще прежней администрацией, и угрозы Трампа ввести дополнительные санкции против иранской нефти. Также важно помнить о Венесуэле — руки у нового президента США рано или поздно доберутся и до этого поставщика нефти, полагает эксперт.
«Техническая картина указывает на формирование молодого тренда, который может дать поддержку котировкам в зоне 74,5–75 долл. за баррель. Локальным сопротивлением сейчас выступает 200-дневная скользящая средняя (77,47 долл.), — указывает Людмила Рокотянская. - После сильной откупной свечи вчерашнего дня возможно продолжение движения наверх к уровню 77,47 доллара за баррель».
Нефть марки Brent текущий момент торгуется около 76 долл. за баррель, отмечает Игорь Расторгуев, ведущий аналитик AMarkets. В то же время российская нефть марки Urals оценивается в среднем в 64,8 долл. за баррель, что на 4% ниже по сравнению с концом января.
По мнению эксперта, в 2025 году цены на нефть останутся ниже 80 долл. за баррель из-за слабого спроса со стороны Китая и опасений по поводу избытка предложения.