Генпрокуратура РФ, направившая в Арбитражный суд Калининграда иск против компаний из цепочки владения нефтесервисным холдингом «Борец», требует взыскать в доход России 100% его основной структуры – ООО «Производственная компания "Борец"».
Об говорится в тексте иска, выдержки из которого публикует агентство «Интерфакса». В частности, ведомство просит суд обратить в собственность государства 99,99% доли в уставном капитале компании «Борец», которая принадлежит МКООО «Салтекор Инвестментс», и еще 0,01%, принадлежащих Международной коммерческой компании «Центр разработки нефтедобывающего оборудования» (Сейшелы).
Причём среди совладельцев холдинга в иске: подданный Великобритании Марк Шабад, гражданин Швеции Грегори Штульберг, а также бывший акционер «ЮКОСа» Леонид Невзлин, включенный Минюстом в реестр иноагентов и заочно осужденный в России к пожизненному лишению свободы за организацию убийств.
В иске указано, что данные лица вывели имеющий стратегическое значение холдинг из-под госконтроля и удерживают его под иностранным управлением в обход процедур, которые установлены российским законодательством о специальных экономических мерах и противодействии незаконному контролю над стратегическими обществами со стороны иностранных инвесторов.
По словам заместителя надзорного ведомства РФ Юрия Пономарёва, доли в «ПК "Борец"» были перерегистрированы на зарубежные компании – Sultecor Investments Limited (Кипр) и Oilfield Equipment Development Center Limited (Сейшелы) ещё в июле 2014 года.
В марте 2023 года Borets Holding Company Ltd (ОАЭ) было принято решение о редомициляции в Калининградскую область путём создания МКООО «Салтекор Инвестментс» (в сентябре она стала резидентом САР).
Однако ходатайства о согласовании такой сделки, как того требует законодательство РФ, не были поданы ни в ФАС, ни в правительство. По мнению генпрокуратуры, изменение структуры собственников позволило резидентам недружественных стран создать видимость осуществления деятельности в юрисдикции РФ, сохранив при этом реальный контроль над предприятиями группы через материнскую компанию из ОАЭ.
В иске также подчёркивается, что, создав видимость передачи контроля над стратегическими предприятиями резиденту РФ, подданный Великобритании Шабад, гражданин Швеции Штульберг и гражданин Израиля Невзлин обеспечили себе доступ к обслуживанию крупнейших участников российского нефтегазового сектора и выгодные условия реализации критически значимой для данной отрасли продукции.
«Названные лица на территории РФ не проживают и не связывают себя с ее национальными интересами, – указано в иске. – Они следуют агрессивной политике Запада по нанесению стратегического поражения России путём причинения ущерба её экономике».
При этом прибыль стратегических обществ выводится ими за рубеж в обход ограничений, установленных для иностранных инвесторов указом президента РФ от 5 марта 2022 года.
В Генпрокуратуре также указали на тот факт, что ГК «Борец» имеет доступ к стратегической инфраструктуре национальных системообразующих компаний. Нахождение холдинга под контролем резидентов недружественных стран, проживающих за рубежом, подчиняются юрисдикции западных государств и их органам власти, что влечет риски срыва производственных процессов, утраты и передачи иностранным спецслужбам конструкторской и иной значимой документации, а также данных о расположении, структуре, загруженности и защищенности важнейших предприятий ТЭК.
«Названные лица по указанию органов власти иностранных государств способны причинить непоправимый вред критической инфраструктуре Российской Федерации», – говорится в иске прокуратуры
Наша справка
«Борец» – вертикально интегрированная компания в сфере нефтяного машиностроения, специализирующаяся на разработке, производстве и сервисном обслуживании оборудования для добычи нефти. Основным для компании является российский рынок. Кроме того, заметные доли в структуре выручки приходятся на страны Ближнего Востока, Северной Африки и Северной Америки.
По данным СМИ, Леонид Невзлин никогда не фигурировал в публичных документах «Борца» как совладелец (или в любом другом качестве). В 2017 году, размещая евробонды, «Борец» сообщал, что 92% акций группы владеет фонд Tangent с Каймановых островов, на паритетных началах принадлежащий Грегори Штульбергу и Марку Шабаду. Также небольшие пакеты акций были у ЕБРР и IFC. В прошлом Штульберг и Шабад упоминались как бенефициары Алеф-банка.