«Метеорам» добавят крутящего момента и чистоты

Вера Краснова
редактор отдела компаний и менеджмента «Монокль»
7 февраля 2025, 12:39

Военно-промышленный холдинг «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) разработает гибридную энергоустановку для скоростных речных катеров на подводных крыльях «Метеор 120Р».

предоставлено пресс-службой
Читайте Monocle.ru в

Это будет новое слово в создании высокоэффективных корабельных энергетических установок. Гибрид позволит «Метеору 120Р» быстрее разгоняться, а при швартовке не загрязнять прибрежную зону выхлопными газами.

До сих пор речные пассажирские суда на подводных крыльях оснащались европейскими дизель-редукторными агрегатами. После введения санкций у производителя «Метеора 120Р» ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева возникла идея импортозамещения путём создания дизель-реверс-редукторной энергоустановки, состоящей из ДВС и тягового электропривода.

Как пояснил Кирилл Ильин, технический директор компании «Рубрукс РНД», выступающей партнёром КМЗ в этом проекте, использование системы параллельного гибрида для катера на подводных крыльях особенно эффективно, поскольку «позволяет кратковременно дать большую энергию на гребной винт, чтобы разогнаться, выйти на крыло, а потом идти уже на небольшой мощности. Таким образом, производитель избавлен от необходимости утяжелять судно за счет более мощного ДВС.

Кроме того, для судов полезно иметь возможность электродвижения из соображений экологии. «Катер может выключить двигатели за километр до причала и подойти к берегу без выхлопов, потом так же отойти на электроходу, и потом опять запускать. То есть создать такую экологичную зону. Плюс - есть участки на воде, где запрещено движение с включённым двигателем», - говорит Кирилл Ильин.

Что касается ДВС, то за это в проекте отвечает непосредственно КМЗ, специализирующийся на изготовлении запчастей для дизельных двигателей. Электропривод сконструирует «Рубрукс РНД» на основе своей базовой разработки - электродвигателя на постоянных магнитах.

На выполнение заказа КМЗ получил субсидию Минпромторга в объёме 222 млн рублей, собственные инвестиции в проект составят 50 млн рублей.