Цены на уран прогнозируют успех мирных переговоров

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
Михаил Рогожников
главный редактор Monocle.ru
25 марта 2025, 17:57

Ядерное топливо сильно «съехало» на рынке с вертикального пика конца 23-го – начала 24-го года. В движении цен можно усмотреть примечательную корреляцию.

Коллаж: Тамара Ларина
Читайте Monocle.ru в

Пик пройден

В марте 2025 года фьючерсы на уран опустились ниже 64 долларов за фунт, что стало самым низким показателем за 18 месяцев. К текущему моменту цены на сырье снизились в годовом сопоставлении на 27%, до 64,55 долл. за фунт. Только за последнюю торговую сессию они опустились в цене на 0,7%.

Напомним, что на начало 2024 года пришелся всплеск активности на рынке урана, выразившийся в 17-летнем максимума цен. Начался тот рост еще в августе 2021 года. Февраль 22 года, когда Российская Федерация начала СВО на Украине, подстегнул выросшие примерно с 30 до 50 долларов цены, но они быстро вернулись к уровню около 50-ти. А следующий, причем вертикальный рост до 70 долларов произошел в феврале 2023 года. Напомним, что это был период военной эскалации украинских событий со стороны Запада. К концу его цены добрались до уровня 100 и выше.

Очевидно, влияние на рынок оказывала обеспокоенность по поводу будущих поставок в связи с геополитической ситуацией. Отчасти оправдалось это беспокойство только весной минувшего года. Тогда США ввели запрет, впрочем, довольно-таки условный, на импорт урана из РФ. А осенью уже Россия сама ограничила его поставки американцам.

Но цены в это время уже плавно снижались. И оба указанных события, сопровождаясь локальными подъемами цен, не изменили плавной тенденции их снижения с пика начала года.

Если сопоставить график цен на уран в той самой геополитикой, то можно рассмотреть в нем корреляцию с событиями военного характера, особенно если допустить, что цены могут быть связаны с ними с опережением. Что ж, те, кто занимаются закупками урана, прежде всего у крупнейшего импортера — США, люди, надо полагать, «включенные». В этом контексте можно сказать, что уже давно цены «предсказывали» нормализацию отношений США с РФ. А сейчас, возможно, предсказывают мир.

Это очень важное обстоятельство, пусть данные рассуждения и держатся на «честном слове» (и кое-каких цифрах). Но вернемся на рынок. Там, возможно, уже на совсем иных основаниях, готовятся предпосылки для нового, плавного роста цен на топливо для атомных реакторов.

В минувшем ноябре на климатической конференции COP29 в Баку еще шесть стран обязались увеличить ядерную энергетику в три раза к 2050 году. Годом раньше более 20 стран выступили с «Декларацией о тройном ядерном потенциале». Она содержит признание «ключевой роли ядерной энергетики в достижении глобального нулевого уровня выбросов парниковых газов к 2050 году и в достижении цели в 1,5 градуса».

«Зеленые» перспективы, скорее всего, мало что значат для администрации Трампа, но республиканцы считают ядерную энергетику ключевым компонентом национальной безопасности. То есть, она пользуется поддержкой обеих партий в Соединенных Штатах, хотя и по разным причинам.

Действительно, в прошлом году при демократах ядерная энергетика была признана «чистой». Ну а сейчас на рынок может повлиять, в стиле нового хозяина Белого дома, угрозой ввести пошлины на импорт из Канады, которая является крупнейшим поставщиком урана на рынок США.

Крупные технологические компании также с энтузиазмом ищут источники энергии для своих центров обработки данных. Microsoft в сентябре подписала соглашение с Constellation Energy, чтобы помочь восстановить энергоблок атомной электростанции «Три-Майл-Айленд» в Пенсильвании.

Ренессанс угля и «уран по 200»

По данным Международного энергетического агентства (МЭА) выработка электроэнергии происходит на почти 420 реакторах по всему миру. И в настоящее время строится около 63 реакторов, что является одним из самых высоких показателей с 1990 года. А срок службы более 60 реакторов будет продлен, сообщает МЭА.

Новая администрация президента США дала понять, пишет Trading Economics, что стремится укрепить экономические связи с Россией, а ставки на то, что Вашингтон может отменить действующие санкции против импорта российского ядерного топлива, растут. Последние оценки показали, что на долю России приходится почти половина мировых мощностей по конверсии и обогащению урана.

В попытке продолжить энергетический ренессанс Трамп даже вспомнил об угле: «После многих лет нахождения в плену у экстремистов экологов, лунатиков, радикалов и просто бандитов и особенно ввиду того, что Китай получил огромное преимущество по сравнению с нами в развитии экономики, открыв сотни угольных электростанций, я распорядился немедленно увеличить выработку электроэнергии из прекрасного и чистого угля», — написал Дональд Трамп в своей соцсети. 

«Уголь не более грязное вещество, чем чернозем или органические удобрения. И действия Трампа — это очередное проявление здравого смысла, - поясняет американист, экономист Андрей Паршев. — А прогнозные запасы угля многократно больше, чем нефти и газа. В свое время у нас был в ходу такой термин, как газовая пауза. Речь шла о том, что и у нас в стране тоже запасы угля довольно велики. Мы резко продвигаем газовую электрогенерацию. А за  время, которое дает газ, разрабатываем технологии относительно удобного и безопасного использования угольных запасов. Примерно такая же ситуация и в США».

И все же по сравнению с углем ядерное топливо выглядит перспективнее. Учитывая, что для урана создается столько благоприятных условий, неудивительно, что аналитики ожидают: цена на этот товар рано или поздно снова вырастет до трехзначных значений. Как заявил порталу INN Херадо Дель Реал из Digest Publishing, спотовая цена нашла новый минимум в диапазоне от 75 до 80 долларов США, и ожидается рост. «Я думаю, что мы, наконец, достигнем трехзначных показателей в области урана, — сказал он. — Не заняло много времени, чтобы подняться с 20, 30 долларов до 70, 80 долларов, а затем это была настоящая прямая линия от отметки в 100 долларов до консолидации… Я абсолютно уверен, что в 2025 году цена на уран достигнет трехзначного уровня».

«Я думаю, что спотовая цена неизбежно сравняется с ценами на обогащение, а также с контрактными ценами, — сказал Крис Темпл из National Investor. — Нет никаких сомнений в том, что в 2025 году мы вернёмся к трёхзначным цифрам, и в конечном счёте я думаю, что в ближайшие несколько лет вы легко увидите цены от 150 до 200 долларов». Он назвал одним из основных факторов роста цен рост числа центров обработки данных с ИИ.