Сыроделы против пальмового масла

Вера Краснова
редактор отдела компаний и менеджмента «Монокль»
27 марта 2025, 16:33

В 2025 году сразу три крупных производителя сыра: «Сыры Кубани», «Эконива» и «Ува-молоко», - объявили о своих планах резко нарастить выпуск в массовом ценовом сегменте твердых и полутвёрдых сыров. При этом речь идёт о брендах с репутацией качественного продукта, не содержащего заменителей молочного жира.

Читайте Monocle.ru в

Это согласуется с текущим трендом на рынке. На фоне многолетнего снижения физического подушевого потребления сыра: с 6,6 кг в 2019 году - до 5,7 кг кг в 2024 году, - растёт спрос на натуральные сыры и снижается потребление сырных продуктов, в составе которых есть растительные жиры (на долю последних приходится примерно 25% общего выпуска). Так, по данным портала milknews.ru, за 11 месяцев 2024 года потребление сыров увеличилось на 6%, а сырных продуктов - упало на 2,7%. На запрос рынка реагируют производители: в январе 2025 года выпуск сыров год к году вырос на 0,9%, а выпуск сырных продуктов снизился на 2%. 

Что касается  не оперативной, а стратегической реакции на рыночный тренд, то первой среди компаний, ответивших на него серьёзным инвестпроектом, стали «Сыры Кубани» (входят в состав «Агрокомплекса» им. Н.И.Ткачева), занимающие 18-ю  строчку в двадцатке крупнейших российских сыроделов. На днях они объявили о завершении проекта стоимостью 340 млн рублей - по расширению производственных мощностей выпуска твёрдых и полутвёрдых сыров на 30%, до 15,3 тыс. тонн в год. Это позволит им подняться в рейтинге приблизительно на 10-ю позицию, заняв около 4% рынка.

Но дело не в рейтинге, а в том, что это молодой (завод построен в 2018 году), но амбициозный  игрок, принципиально ориентированный на выпуск качественного сыра из собственного сырья, поскольку «Агрокомплекс» им. Н.И.Ткачева является вторым по величине производителем молока в стране. Сегодня завод выпускает три десятка твёрдых и полутвёрдых сыров под маркой «Николаевские сыроварни», которые в рознице стоят около 1000 руб. за кг. При этом компании удаётся поддерживать приемлемую рентабельность, что достигается, в том числе, за счёт автоматизации производства и склада.

Грандиозный проект реализует агрохолдинг «Эконива» - российский производитель молока номер один, тоже с 2018 года занимающийся его переработкой. В линейке полутвёрдых сыров по цене около 1000 руб. за кг - у них менее 10 позиций, но рост производства впечатляет: в 2024 году он составил 30%, до 8,8 тыс. тонн. Главное же событие ожидается в конце текущего года, когда будет запущен новый молокоперерабатывающий завод в Новосибирской области, в строительство которого вложено 25 млрд рублей: его мощность составит до 35,2 тыс. т сыра в год. Таким образом, «Эконива» сможет претендовать на первую строчку в рейтинге сыроделов, с долей рынка более 10%.

Третьим инвестором в недорогие натуральные сыры является компания «Ува-молоко» (входит в состав одного из крупнейших молокоперерабатывающих холдингов - MLK Group, Удмуртия), она занимает 15 строчку в рейтинге сыроделов с объёмом выпуска свыше 13 тыс. тонн сыра в год. К осени там планируют модернизировать и расширить производство за 1,7 млрд руб., в частности, увеличить мощности по приёмке молока. На сколько при этом вырастет выпуск сыра, в компании не уточняют, но по объёму инвестиций можно предположить, что рост составит десятки процентов. За качество полутвёрдых сыров под маркой «Милково», по цене 800 руб. 3а кг в рознице, «отвечают» технологии производства, в своё время поставленные партнёрами из Финляндии.