Из французской политики выбывает ключевой участник

Геннадий Рушев
корреспондент Monocle.ru
31 марта 2025, 15:33

Марин Ле Пен отлучается от выборов. По крайней мере так будет, если она не сможет обжаловать прозвучавший в понедельник, 31 марта судебный приговор.

AP/TASS
Читайте Monocle.ru в

Лидер партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен признана виновной в хищении средств Евросоюза. Она получила мягкое наказание, но для будущего Франции значение имеет другое. Если ей не удастся успешно обжаловать приговор и добиться снятия судимости, не сможет баллотироваться в президенты на выборах 2027 года. И тогда их фаворитом автоматически станет тот, кого поддержит действующий президент Эммануэль Макрон.

Исправительный суд Парижа счел неправомерной практику Ле Пен устраивать исполняющих выполняющих различные функции людей, например телохранителя и секретаря, на позиции штатных помощников депутатов Европарламента от «Национального объединения». Они получали зарплаты за счет бюджета ЕС.

Тактика защиты Ле Пен заключалась в трактовке понятия «помощник депутата». Можно ли считать, что люди, работающие на фракцию партии, а не на конкретных евродепутатов, являются помощниками? Да, можно, говорили адвокаты. Но суд решил, что нет, нельзя, и согласился с прокуратурой, что таким образом был нанесен ущерб на сумму 2,9 млн евро.

При это прокуратура требовала для Ле Пен щадящего тюремного срока: вместо десяти лет, предусмотренных соответствующей статьей уголовного кодекса – пять, из которых три – условно. То есть, два года в местах заключения при своевременной выплате штрафа в 300 тыс. евро.

Но суд приговорил ее к еще более мягкому наказанию: два года ограничения свободы без пребывания в тюрьме, с ношением электронного браслета, и два года условного срока. Сумма штрафа составила 100 тыс. евро. Немного.

Относительно большой штраф наложен на «Национальное объединение» — 2 млн евро. Тоже не нерешаемая проблема.

А вот что настоящая беда, если не сказать, катастрофа для партии, так это другая часть приговора, которая перечеркивает все политические перспективы Ле Пен. На пять лет она поражена в правах. Ей нельзя ни избирать, ни быть избранной ни на одну должность. 

Это происходит на фоне не утихших разговоров о досрочных президентских выборах. Ле Пен сейчас фаворит предвыборной гонки. По данным опроса соцслужбы Ifop, опубликованного в воскресенье, будь выборы в ближайшее время, она набрала бы от 34 до 37% голосов.

Ближайший преследователь, лидера партии «Горизонты» Эдуар Филипп набирает лишь 21%. Его, бывшего премьера Франции, Макрон хочет видеть своим преемником.

А даже если выборы состоятся вовремя, они пройдут в 2027 году. По приговору суда она не может принимать в них участие.

Конечно, до 2027 года «Национальное объединение» может кого-нибудь раскрутить, благо, кандидаты имеются. В первую очередь это, конечно, председатель партии Жордан Барделла. Он немало поспособствовал относительному успеху «Национального объединения» на прошлогодних выборах в парламент Франции и в Европарламент. И все же Ле Пен – это уже бренд, тот, за который годами голосуют избиратели. Вовсе не очевидно, что его получится заменить.

Теперь Марин Ле Пен и ее сторонникам остается делать ставку на обжалование вердикта в вышестоящей инстанции и ругать Конституционный суд. Тот постановил не далее, как 28 марта, что отстранение от должности избранного чиновника в случае, если ему вынесен приговор судом первой инстанции, законно.

Единственный плюс для Ле Пен в сложившейся ситуации заключается в том, что ее рейтинг, при грамотной медийной кампании, теперь может вырасти, выйдя за пределы ее, хоть и большого, но все еще электорального гетто. Многие ей будут сочувствовать, видя в приговоре отнюдь не торжество закона, а происки тех многочисленных сил, у которых Ле Пен и ее партия уже давно как кость в горле.

Заодно у нее есть повод апеллировать к заокеанскому союзнику и к сторонникам крайне правых за пределами Франции. Как ни крути, налицо второй случай в ЕС за последнее время, когда уголовными делами из борьбы выводится популярный политик – фаворит выборов. 

Первый был в Румынии. Здесь Кэлин Джорджеску, во многом совпадающий по своим взглядам с Ле Пен, был в феврале препровожден в прокуратуру, а 9 марта решением избирательной комиссии не зарегистрирован кандидатом на участие в майских президентских выборах. И это при том, что, по опросам, он набирал большинство голосов – как сейчас Ле Пен во Франции.

Правда, Джорджеску пока заступничество людей из команды Трампа (вице-президента Вэнса и Илона Маска) нисколько не помогло. Напротив, румынские власти доходчиво разъяснили, что не дело американцев лезть в дела румынского правосудия.

Во Франции и вовсе апелляция к Вашингтону в нынешних условиях – палка о двух концах. Грядет торговая война ЕС и США. Вводятся американские торговые пошлины, в том числе, на святую святых французской экономики – винодельческую продукцию. Французы клянут Трампа, отказываются от покупки американских товаров. В этих условиях выставлять себя жертвой преследований единомышленников президента США для Ле Пен политически опасно. Но может быть потом, когда страсти поутихнут и спор с американцами будет как-нибудь разрешен, и это оружие пойдет в ход.

Если же приговор суда в Париже все-таки не будет успешно обжалован и «Национальное объединение» не найдет к 2027 году адекватной замены своему кандидату, то вряд ли данное свято место будет долго пустовать. Запрос на крайне правую, сфокусированную на ограничении миграции и противостоянии руководству ЕС, повестку во Франции, определенно есть, и он достаточно велик. Возможно, голоса Ле Пен отойдут лидеру партии «Реконкиста» Эрику Земмуру. А может быть, ими воспользуется лидер правоцентристских «Горизонтов» экс-премьер Эдуар Филипп. Это при условии, если он сможет скорректировать свои взгляды, не оттолкнув свой ядерный электорат и сконцентрировавшись на идее недопуска в президенты крайне левого Жан-Люка Меланшона. Он, по опросам, находится сейчас на третьем месте по популярности. Известной гибкости от Филиппа вполне можно ожидать. 

А быть может на правом фланге французской политики взойдет новая звезда. Времени до 2027 года еще относительно много, случаев же, когда политик, стартовав буквально с нуля, делал стремительную политическую карьеру, во Франции было немало. Достаточно вспомнить действующего президента. Правда, он относился к «системным» кандидатам.