Цены на нефть снизились утром в среду, 16 апреля. Марка Brent подешевела на 0,3%, до 64,49 доллара за баррель, как и фьючерсы на нефть марки West Texas Intermediate - также на 0,3%, до 61,17 доллара.
Ожидается, что в 2025 году мировой спрос на нефть будет расти самыми медленными темпами за последние пять лет, а рост добычи в США также замедлится из-за «тарифов Трампа».
«Инвесторы по-прежнему пытаются найти катализатор для более значимого восстановления, поскольку ожидается, что глобальный рост замедлится из-за тарифов США, что ставит под угрозу спрос на нефть», — заявил агентству Reuters Йип Джун Ронг, рыночный стратег IG.
В дополнение к опасениям по поводу предложения ОПЕК+, которая наращивает добычу, прогресс в американо-иранских переговорах по ядерной программе может увеличить экспорт иранской нефти.
Ну и на этом, как говорится, фоне, в этом месяце уже зафиксировано падение цен на нефть примерно на 13%.
Нефть снижается — куда инвестировать?
С начала 2025 года нефтяной рынок демонстрирует повышенную волатильность, отмечает аналитик Банки.ру Гаянэ Замалеева. Цены на нефть марки Brent снизились с уровней 80 долл. за баррель до диапазона 60-65 долл. за баррель. Снижение составило 25%, а это значит, что цены упали до уровня 2021 года.
Основные причины — обострение торговых конфликтов после введения Дональдом Трампом торговых пошлин (особенно между США и Китаем), снижение темпов роста мировой экономики и увеличение добычи странами ОПЕК+.
При этом с апреля 2025 года восемью странами ОПЕК+ объявлено постепенное увеличение добычи, что оказывает дополнительное давление на цены.
И хотя импорт нефти Китаем в марте вырос на 5% по сравнению с прошлым годом, структурные изменения, такие как рост продаж электромобилей и замедление в строительном секторе, а также другие проблемы экономики Поднебесной заставляют предполагать, что в долгосрочном плане рост спроса будет ограниченным.
В отношении краткосрочной перспективы (3-6 месяцев) Гаянэ Замалеева ожидает сохранения цен на нефть в диапазоне 60–65 долл. за баррель. Однако котировки будут зависеть от будущего заседания ОПЕК+ в мае 2025 года.
Основные риски: возможная рецессия в США и дальнейшее обострение торговых споров. В среднесрочной перспективе (1-2 года) эксперт прогнозирует постепенное снижение цен до 58–61 долл. за баррель к 2026 году на фоне умеренного спроса и наращивания добычи.
Гаянэ Замалеева рекомендует профессиональным инвесторам прибегнуть к хеджированию рисков: использованию производных инструментов (фьючерсов) для защиты от ценовых колебаний. Важно, по словам аналитика, фокусироваться на устойчивых компаниях: инвестировать в нефтегазовые компании с низкими издержками и устойчивым денежным потоком.
Кроме того, эксперт советует учитывать экологические и социальные аспекты при выборе инвестиционных объектов, особенно в свете политики т. н. “глобального перехода к низкоуглеродной экономике”.
Нефтяные цены на этой неделе стабилизируются после прошедшей распродажи, указывает, в свою очередь, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Людмила Рокотянская. «Способствует этому, в том числе, восстановление американских фондовых индексов. Просматривается диапазон консолидации 63-66 долларов за баррель. При этом глобальная техническая картина указывает на нисходящую динамику, что сохраняет риски ухода цены ниже. Если говорить о фундаментальных смыслах, то некоторые крупные участники рынка полагают, что отметка 60 долларов, это уже довольно дешево, даже с учетом предполагаемого, в связи с тарифной политикой Трампа, сокращения темпов роста мирового спроса на нефть. По логике вещей, цена 60 долларов за баррель уже должна стимулировать активность покупателей», — говорит она.
Эксперт также связывает текущие низкие цены на нефть с решениями Дональда Трампа в отношении пошлин на товары из разных стран. Скорее всего, предполагает Людмила Рокотянская, большинство стран попытаются как-то договориться с США — например, нарастить покупки американских энергоресурсов для сокращения торгового дисбаланса. При этом наиболее крупные участники мировой экономики — Китай и ЕС — проявляют резистентность. Это в свою очередь повышает риск эскалации торгового противостояния и снижения темпов роста мировой экономики. Как следствие, спрос на энергоресурсы тоже в перспективе может снизиться.
Сейчас крупнейшие аналитические группы — ОПЕК, МЭА, Минэнерго США — пытаются оценить указанные эффекты, рассказывает Людмила Рокотянская. Даже ОПЕК, которая обычно отличается позитивным взглядом на будущий спрос, на этой неделе понизила свои прогнозы на темпы роста мирового спроса на нефть в 2025-2026 годах — примерно на 100 тыс. б/с. С учетом этого понижения, организация оценивает прирост спроса в 1,3 млн б/с.
МЭА и так часто занимает пессимистичную позицию, а текущие события тем более не дали повода сделать исключение. Оценка роста спроса в 2025 году изменена с 1,03 млн б/с сразу до 730 тыс. б/с. Где-то посередине находится оценка EIA — 900 тыс. б/с.
«Помимо тарифов, в фокусе внимания рынка на этой неделе — переговоры между Тегераном и Вашингтоном, а также регулярная статистика по запасам нефти в США.
Прогноз: движение цены Brent в диапазоне 60–66 долларов за баррель», — заключает Людмила Рокотянская.