Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ установил, что договора отчуждения исключительного права, представленные от имени музыкального продюсера Андрея Черкасова, с помощью которых он на протяжении многих лет инициировал судебные разбирательства с музыкантом Сергеем Жуковым и его партнерами, вероятно, являются подделкой.
В заключении экспертов Минюста отмечено, что копии документов имеют признаки монтажа. Эксперты обратили внимание на то, что разные печати «проставлены» на разных страницах одного и того же документа. Черкасов уклоняется от предъявления оригиналов документов, якобы подписанных Сергеем Жуковым и Алексеем Потехиным, как в рамках многочисленных гражданских процессов, так и, по всей видимости, в рамках уголовного расследования, так как на исследование были направлены копии. Два уголовных дела по факту подделки документов о правах группы «Руки Вверх!» и Вячеслава Добрынина были возбуждены в ноябре 2024 года.
Одновременно апелляционная судебная инстанция признала блокировки фильма «Руки вверх!» на стриминговых платформах в ноябре и декабре необоснованными. Именно поэтому иски о блокировке фильма «Руки Вверх!» в конце ноября 2024 года были поданы не от имени «Издательства Джем», а от юридической «Компании Топ 7», зарегистрированной на жену Черкасова.
В ближайшее время должно быть принято решение Верховного Суда по жалобам Сергея Жукова и Алексея Потехина на решение Симоновского суда Москвы, куда Черкасов также не представил оригиналы документов о передаче прав группой. Если при рассмотрении жалоб суд встанет на сторону истцов, договора конца 1990-х годов, на которые ссылается Черкасов, могут быть признаны юридически ничтожными. В этом случае многолетнее судебное противостояние между Черкасовым и музыкальными исполнителями завершится.
Андрей Черкасов многие годы претендует на творческое наследие Сергея Жукова. С 2019 года он подает иски в суды с обеспечительными мерами о блокировке контента, по которым стриминговые сервисы, вероятно, платят компенсации, предпочитая избегать длительных разбирательств. Примечательно, что исков к прокатчикам и кинотеатрам, показывающим фильм «Руки Вверх!» в классических, «ламповых» кинотеатрах, не обнаружено. Со стримингами внедряется простая процедура блокировки по статье 144.1 ГПК РФ.
Понимая, что платформам будет проще заплатить, чем терпеть убытки от блокировки, Черкасов регулярно использует этот инструмент: только в декабре было подано множество исков о блокировке фильма «Руки Вверх!» в отношении различных страниц сайтов. Подозревая, что Черкасов может предъявить права на фонограммы, Жуков специально заново записал все свои песни для фильма, однако это не остановило «серийного» истца.
Разгоняя волну с множества судебных дел в картотеке Московского городского суда, Черкасов, похоже, успешно получал решения о блокировке без наличия оригиналов документов, которые могли бы подтвердить его права на творчество музыкантов группы «Руки Вверх!».
Претензии Черкасова основаны на договоре с Андреем Маликовым, который когда-то управлял группой. Однако, даже если принять копии представляемых им документов за истинные, выходит, что контракт был заключён с человеком, уже около пяти лет не имеющим никакого отношения к группе и её творчеству. Более того, в течение 20 лет ни Черкасов, ни Маликов не проявляли интереса к защите прав на песни группы, которые звучали на радио, телевидении, в кино и на концертах. Неожиданно они стали считать себя правообладателями лишь с появлением стриминга и возможностью предварительной блокировки контента через Мосгорсуд.
По данным НТВ, Черкасов, ранее работавший техником в группе «Технология», неожиданно вошёл в музыкальный бизнес. Позже он объявил себя музыкальным издателем и начал предлагать музыкантам неясные документы на тиражирование аудиокассет и компакт-дисков. Некоторые музыканты заметили сомнительные формулировки про исключительные лицензии или отчуждение прав.
Так, композитор Вячеслав Добрынин, ушедший от нас в прошлом году, вычеркнул из договора неясную фразу и сохранил оригинал документа. Другим музыкантам повезло меньше. Если верить Черкасову, он, похоже, предвосхитил переход музыки в интернет в конце 90-х и, соответственно, выкупил права на фонограммы у популярных групп того времени. Однако чаще всего вероятнее, что никаких реальных договоров и не существовало. Или они были заключены на совершенно других условиях — как в случае с Добрыниным, который готов был делегировать ему право на выпуск CD, но не собирался передавать ему смежные права.
Черкасов заявляет права на разнообразный контент, включая творчество Александра Барыкина и хиты группы «Мираж», но особенно его интересуют авторы, вновь ставшие популярными. Именно так произошло с Жуковым и песнями группы «Руки Вверх!» в последние годы, которая гастролирует по стране и ближнему зарубежью, собирая полные залы.