Поднебесная является главным противником США и лично Дональда Трампа, о чем он неоднократно говорил как во время своего первого президентского срока, так и сейчас. Едва вернувшись в Белый дом, новый/старый президент выполнил свою давнюю угрозу и подписал указ о вводе против Китая тарифов.
Пекин подготовился к новой торговой войне с Трампом и ввел ответные тарифы на американские товары. После обмена тарифными залпами наступила «черная» среда глобальной торговли (2 апреля), когда Дональд Трамп объявил о вводе ответных тарифов на 185 стран, среди которых, конечно же, была и Поднебесная. Пекин через день ответил своими тарифами, причем, в этот раз отказался от былой сдержанности и ответил Трампу, как говорится, на всю катушку.
Американский президент назвал ответные меры КНР большой ошибкой и предупреждал, что поднимет американские тарифы на 50%, т.е. доведет их в общей сложности до 104%. Пекин ввел свои ответные тарифы в размере 34% на американские товары несмотря на угрозы Трампа о 50-прцентных пошлинах. Действия США в Китае называют «шантажом». При этом добавляют, что Китай готов «стоять до конца» и, естественно, использовать все имеющиеся в его распоряжении средства. Одним из таких средств являются редкоземельные металлы (РЗМ), в производстве которых КНР является почти монополистом. На его долю приходится почти 90% всего мирового производства РЗМ. Конечно же, в Пекине прибегли к этому испытанному «оружию», причем, далеко не первый раз, и объявили об очередном ограничении экспорта РЗМ. Резко ужесточились требования для получения в Министерстве промышленности и информатизации КНР разрешения на их поставку за границу. Вводятся и другие ограничения и, хотя США, в постановлении Госсовета КНР (правительства) не указаны, очевидно, что ограничения направлены в первую очередь против них.
Конечно, прежде чем объявлять Китаю торговую войну, в Вашингтоне должны были просчитать все возможные ответы Пекина и сценарии дальнейшего развития событий. И конечно же, ограничение экспорта редкоземов стояло у американских аналитиков на одном из первых мест. Хотя бы потому, что в последний раз китайцы прибегали к этому оружию совсем недавно, в декабре прошлого года. Тогда китайские власти запретили экспорт в США сурьмы, галлия и германия. В 2023 году Пекин запретил экспорт технологий по добыче и выделению редкоземов. Кстати, вводились ограничения по поставкам РЗМ и против других стран, например, против Японии.
США сильно зависят от поставок китайских РЗМ. Китай доминирует в производстве этих жизненно важных для современной промышленности металлов. Достаточно сказать, что именно в Поднебесной производится, к примеру, 89% неодима и празеодима, ключевых ингредиентов в изготовлении электромагнитов для электромобилей. Ситуацию осложняет еще и то, что другие поставщики редкоземов: Эстония (6%), Япония (3%) и Франция (3%) сами сильно зависят от поставок китайских химических веществ и минеральных концентратов, необходимых для их производства.
Естественно, в Вашингтоне прекрасно понимают всю важность и угрозу такой зависимости от своего главного противника и конкурента, и энергично предпринимают меры по ее ослаблению. Недавно, например, были опубликованы многообещающие результаты исследования ученых университета Техаса в Остине, которые утверждают, что в угольной золе, остающейся от сжигания угля в США, содержится 11 млн тонн редкоземов.
«В стране повсюду огромные объемы РЗМ,- цитирует Oil Price Давина Багдонаса из университета Вайоминга.- Мы сейчас работаем над технологией их извлечения (из угольной золы)».
Направление, конечно, очень перспективное, но извлечение редкоземов из угольной золы – процесс очень сложный. Американские ученые и эксперты признают, что для того, чтобы США начали сами производить редкоземельные металлы и снизили зависимость от Китая, понадобятся годы, если не десятилетия.
Кстати, предыдущий Конгресс принял закон по редкоземам (RARE). Благодаря ему и правительственным субсидиям сейчас в Колорадо, например, строится первый за пределами КНР завод по выделению РЗМ из руд.