Между немцами и китайцами

13 февраля 2017, 00:00

ТАСС
Есть риск, что путь в Казань пройдет через Китай
Читайте Monocle.ru в

Китайцы собираются разработать и к 2020 году поставить в Россию вагоны для высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Казань, которые смогут разгоняться до 400 км/час. Об этом в интервью China Daily заявил высокопоставленный представитель Института механики Академии наук КНР Ян Говэй. Такое намерение — еще одно доказательство того, что наш восточный сосед рассматривает Россию прежде всего как рынок сбыта своей продукции, поскольку речь идет о прямых закупках. Хотя еще минувшим летом планировалось создать совместное с китайцами производство высокоскоростных поездов с локализацией до 80% на территории России. Соответствующее соглашение заключили РЖД, группа «Синара», China Railway и китайская CRRC.

А еще раньше, в мае 2015 года, в присутствии глав государств был подписан меморандум о строительстве ВМС по китайским технологиям, а также на основе их оборудования и машиностроительной техники. На это условие Китая нам пришлось согласиться после того, как проявлявшие интерес к проекту европейские компании из Германии (Siemens), Италии (Salini), Франции (консорциум Bouygues, Systra, SNCF, Vinci) и Испании (строительная компания OHL) все как один отказались от участия в нем из-за санкций.

Несмотря ни на что, открытие первой российской ВСМ намечено на начало 2021 года. Протяженность этой дороги, которая пройдет по семи регионам, составит около 770 километров, а время в пути от Москвы до Казани сократится с 14 до 3,5 часа. Общая стоимость проекта сегодня оценивается в 1,07 трлн рублей. Но, скорее всего, из-за недостатка финансирования ввод в эксплуатацию ВСМ придется отложить. Для российского бюджета это очень большая нагрузка даже с учетом привлечения иностранных инвестиций. И хотя глава РЖД Олег Белозеров заявил, что ВСМ Москва—Казань будет построена без участия бюджетных средств, ее финансовая модель предполагает, что России придется в течение как минимум десяти лет возмещать субсидиями убытки, общий размер которых может составить от 600 до 800 млрд рублей. Кроме того, необходимо будет рассчитываться с зарубежными кредиторами. С теми же китайцами: они обещают нам предоставить кредит на сумму 400 млрд рублей сроком на двадцать лет. А также с немцами, которые все же решили вложиться в этот проект. Осенью прошлого года консорциум «Немецкая инициатива» (в него входят Siemens, Deutsche Bank и Deutsche Bahn) предложил РЖД профинансировать строительство ВСМ на 2,7 млрд евро и привлечь в проект еще около 800 млн евро прямых инвестиций. Ранее первый вице-президент РЖД, гендиректор «Скоростных магистралей» Александр Мишарин сообщил, что компания Siemens, как и китайские машиностроители, взаимодействует с «Синарой», а также с «Уральскими локомотивами» в создании вагонов для ВСМ и уже есть конкретный проект. При этом он подчеркнул, что любой поезд, кто бы его ни предложил, должен производиться в России. То есть теоретически мы вполне могли бы повторить опыт Китая, который сегодня вышел в лидеры в области высокоскоростных дорог. Начав развивать свое транспортное машиностроение в 2004 году с закупки европейских технологий и создания СП с лидировавшими тогда на рынке Bombardier, Alstom и Siemens, китайцы достигли больших успехов. Они не только полностью локализовали производство, но и стали развивать собственные высококачественные инновационные технологии. И сегодня продукция КНР, по оценкам специалистов, вполне конкурентоспособна. В России на первых порах тоже можно было бы рассмотреть вариант приобретения технологий создания высокоскоростных поездов и глубокой локализации их производства. Пока об этом говорят только эксперты. Но если к ним не прислушаются, Россия не сможет освоить зарубежные технологии, развивать собственные ноу-хау и вкладывать средства в развитие своей науки и техники. То есть фактически отечественный бюджет будет оплачивать растущее технологическое отставание России.