Грузовики идут на обгон

1 мая 2017, 00:00

ТАСС
Спрос на грузовики увеличивается, что дает нам надежду на восстановление роста экономики

Впечатляющий прирост показали продажи грузовиков в России по итогам марта: как сообщает агентство «Автостат», объем рынка новых грузовых автомобилей в России в первый весенний месяц составил 5500 единиц —на 40% больше, чем годом ранее. Столь бурный подъем — рекорд для последних месяцев, притом что в январе и феврале рынок также показал существенную прибавку, соответственно на 25 и 28%.

Восстановление рынка коммерческих автомобилей его участники объясняют общим оживлением экономики, появлением более доступных кредитов, а также укреплением рубля. «В этом году наблюдается рост грузопотоков, происходит стабилизация валютного рынка, а кредитование стало чуть доступнее, хотя все еще остается очень дорогим. Все признаки говорят о том, что падение рынка прекратилось, дно нащупано и впереди долгожданное восстановление», — говорит Олег Гребенько, генеральный менеджер по транспорту логистического холдинга AsstrA.

Еще один важный фактор, стимулирующий продажи, — отложенный спрос: пользователи коммерческой техники больше не могут откладывать обновление своего автопарка. «Объемы продаж коммерческих автомобилей заметно падали, в результате чего образовался почти трехлетний отложенный спрос, — считает Марат Зайнетдинов, генеральный директор логистической компании Nawinia Rus. — Например, у ритейла увеличиваются объемы перевозок, такие компании, как “Магнит” и Х5 Retail Group, активно пополняют свои автопарки. А остальные ритейлеры привлекают внешних перевозчиков, которые также вынуждены обновлять парки своих транспортных средств. Кроме того, стандарты качества перевозок и требования к подвижному составу становятся жестче, и требуется замена устаревшей техники». 

«В 2015 году из-за скачков в валюте и, как следствие, значительного роста стоимости автомобилей и комплектующих к ним многие владельцы автопарков приостановили закупки до лучших времен. Сейчас, после некой стабилизации рынка и постепенного роста тарифов на услуги, игроки смогли продолжить обновлять парки коммерческих автомобилей», — соглашается с ним Дмитрий Иевлев, генеральный директор транспортного парка логистической компании ПЭК.

Но особенно примечательно, что растущий спрос на коммерческие автомобили объясняется также тем, что потребители этой техники прогнозируют спрос на свои услуги в ближайшее время и стремятся к нему подготовиться. «При оптимистическом сценарии развития экономики и потребительского рынка объем предложения услуг транспортной логистики будет явно недостаточным, чтобы удовлетворить увеличившийся спрос. Поэтому сторонники оптимистических прогнозов развития экономики нашей страны, а также компании, стремящиеся увеличить свою долю на рынке, считают оправданной тактику наращивания собственного парка именно сейчас», — утверждает Александр Павлов, директор по операциям логистической компании FM Logistic. 

Что касается продавцов грузовой техники, то на рынке по-прежнему доминируют российские производители КамАЗ и ГАЗ, занявшие вместе по итогам марта 56% рынка. Но «нажали на газ» в первую очередь иностранные производители. Если КамАЗ увеличил продажи на скромные 1,5%, а ГАЗ на 10%, то Mercedes в марте продал грузовиков в семь (!) раз больше, чем в марте прошлого года, Scania увеличила реализацию в 1,8 раза, Volvo — в три.

«В пользу иностранных грузовиков на российском рынке сейчас играет укрепляющийся курс рубля, который делает цены на них более привлекательными», — рассказал на недавней итоговой конференции марки Iveco глава ее представительства в России Массимилиано Перри. По его словам, за последние месяцы крупные российские заказчики приняли решение о закупке иностранных грузовиков. В частности, более 1000 коммерческих автомобилей Iveco приобрел российский ритейлер «Дикси», около 300 машин этой же марки — «Х5 Retail Group», почти 500 — перевозчик «Автолайн».

По словам Массимилиано Перри, в связи с оживлением спроса Iveco в этом году планирует вывести на рынок новые модели, к которым относятся обновленные Daily, а кроме того, Eurocargo и Stralis NP. Он, а также другие участники рынка убеждены, что в текущем году продажи коммерческих автомобилей продолжат расти. По итогам года увеличение продаж грузовиков в России может составить 20–30%.