— Все знают Rehau как оконный бренд номер один на российском рынке. А о каких трубах идет речь?
— Производство системных профилей для окон и дверей по-прежнему остается нашим основным бизнесом. Несмотря на то что сам рынок окон за последние четыре года упал вдвое, мы продолжаем расти за счет поглощения долей конкурентов и сейчас занимаем более 20 процентов рынка. По данным исследовательской компании «О.К.Н.А. Маркетинг», за последние три года мы стали самыми покупаемыми окнами в России, а марку окон Rehau знают более 60 процентов населения страны (Profi Online Research, июнь 2017 года). Такого результата во многом удалось достичь благодаря своевременной масштабной локализации производства оконных профилей с инвестициями на сумму более 70 миллионов евро. Отправной точкой стал август 2002 года, когда компания начала выпуск продукции на арендованных площадях в Раменском районе Подмосковья, а затем строительство собственного завода в поселке Гжель и увеличение мощности предприятия до 65 тысяч тонн. Сейчас этот завод самый загруженный и производит продукцию не только для России, но и для Белоруссии, Казахстана, Армении, Грузии и Киргизии.
— Так какие трубы вы делаете?
— Трубы из сшитого полиэтилена для систем водоснабжения (в том числе питьевого), радиаторного отопления, водяного теплого пола, канализации с высокими шумопоглощающими свойствами для жилых и нежилых помещений. Мы начинали работать с премиального сегмента и презентабельных объектов, где до нас предлагались медь или дорогой металлопластик. Мы же вышли с трубой из сшитого полиэтилена «PЕ-Ха», которая демонстрирует устойчивость к высоким температурам и высокому давлению, стойкость к износу, коррозии и отложениям, превосходную гибкость и прочность. Благодаря технике соединения на надвижной гильзе трубы Rehau на сто процентов герметичны. И главное, они позволяют вести монтаж при температуре до минус десяти градусов. А для России с ее климатом и специфической культурой строительства такое свойство является определяющим. Поэтому мы пропагандировали сшитый полиэтилен все это время и раскрутили его настолько, что он начал вытеснять другие материалы: метал, полипропилен, металлопласт. По результатам опроса, проведенного Profi Online Research в июле 2017 года, наши трубы стали самыми покупаемыми трубами в России.
— А как соотносятся различные сегменты вашего бизнеса по объемам и темпам роста?
— Окна занимают сегодня 60 процентов нашего бизнеса в России, трубы — 30 процентов, еще десять процентов приходится на мебельные комплектующие. Да, мы производим еще и их, а также готовые компоненты: от мебельной кромки до фасадов для кухонь, жилой и офисной мебели. С нами работают такие компании, как «Икеа», «Кухни “Мария”», «Стильные кухни», «Шатура Мебель» и многие другие.
Наиболее быстро растет сегмент труб. В частности, при подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года практически все стадионы оснащаются нашим подогревом газона. Только в этом году мы оборудовали 12 стадионов и тренировочных площадок, и это тоже можно считать нашим достижением.
— То есть вы участвуете в строительстве больших объектов с госфинансированием, и именно это придает трубному бизнесу такое ускорение?
— Мы охотно участвуем в объектном бизнесе, но там тендеры и требуется минимальная цена. Все эти объекты являются своего рода толчком, а за ними идет частный бизнес и строит гостиницы, рестораны и так далее. Вот на эту инфраструктуру мы и делаем основной упор, принося выгоду застройщикам, заинтересованным в снижении стоимости эксплуатации своих объектов. И хотя гораздо лучше мы чувствуем себя на рынке конечных потребителей, Rehau приняла участие в сооружении практически всех референтных объектов многих известных застройщиков. С нами работали и продолжают работать «Донстрой» в «Триумф Паласе» и «Воробьевых горах», ЮИТ в «Скандинавском» (Ростов-на-Дону), «Ассоль» в «Алых парусах», Capital Group в «Легендах Цветного», а также ЗАО «Башня “Федерация”» и многие другие. В Большом театре водопровод тоже наш.
— На сколько процентов локализовано производство в России?
— В производстве оконного профиля локализация составляет порядка 90 процентов. В трубах мы локализовали только конечную стадию производства — это когда из больших бухт труба нарезается, маркируется упаковывается в малую бухту. Это процентов, может быть, двадцать. К сожалению, необходимого для производства труб сырья в России нет, его нужно импортировать, и это делает невыгодным их полноценное производство. Поэтому мы пока не строим здесь завод и доставляем трубы напрямую из Германии. В мебельных комплектующих локализация тоже составляет порядка двадцати процентов, но она растет с развитием нашего сервисного центра в поселке Гжель и производством готовых мебельных компонентов с участием наших партнеров.