Русское кино: как мы его полюбили

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
15 января 2018, 00:00

Кассовые показатели русского кино на внутреннем рынке выросли на 50% по сравнению с предыдущим годом. Доля российского кино по сборам впервые превысила двадцатипроцентную планку

«ТРИТЭ»
Съемочная группа фильма «Движение вверх» на премьере в кинотеатре «Октябрь»

Главная сенсация прошлого года — успех картины «Последний богатырь», которой удалось превзойти результат «Сталинграда» четырехлетней давности, собрав 1,672 млрд рублей (здесь и далее приведены данные сайтов «Бюллетень прокатчика» и «Кинопоиск»). Самое удивительное — сборы «Последнего богатыря» во вторую неделю проката, когда у большинства картин они уменьшаются, как правило, более чем наполовину, напротив, выросли на 12%. Ему удалось нарушить общепринятый распорядок распределения кассовых сборов: основной зритель всегда приходит в первые дни проката кинокартины, а затем интерес к ней резко падает — маркетинговая машина всегда фокусирует зрительское внимание на премьерных показах. Не исключено, что это произошло благодаря тем зрителям, которые проигнорировали «Последнего богатыря» в первую неделю показа: пренебрегают либо только отечественным кино, либо кинотеатральными показами в целом. Но общественный резонанс оказался таким сильным, что была нарушена привычная модель потребительского поведения. Почти наверняка не обошлось без повторных просмотров — настолько «Богатырь», как оказалось, отвечает внутренним запросам зрителей.

 

Богатырь номер один

 

До сих пор из всех фильмов, снятых Дмитрием Дьяченко — режиссером «Последнего богатыря», самый выдающийся коммерческий результат продемонстрировала три года назад «Кухня в Париже», собравшая в прокате полмиллиарда рублей. Прошлогодние «СуперБобровы» принесли скромные 287 млн, и это свидетельствует о том, что Дьяченко, ремесленник комического жанра, набивший руку на комедийном шоу «Большая разница» и сериале «Кухня», умеет четко решать поставленные перед ним задачи и при этом избегать откровенных провалов. Бюджет «Последнего богатыря» компания Disney не разглашает, но можно предполагать, что речь идет о сумме, не выходящей за пределы 10 млн долларов. Продюсер фильма глава «Уолт Дисней Компани СНГ» Марина Жигалова-Озкан на пресс-конференции, посвященной началу проката фильма, принципиально не стала раскрывать его бюджет, но при этом не скрывала своих амбиций. Она была уверена в масштабном успехе фильма, хотя на первый, критический, взгляд он не был так очевиден. Фильм сделан по диснеевским сценарным лекалам на основе русского фольклора. В отличие от предыдущего производственного опыта Disney, «Книги мастеров», в которой был воспроизведен в чистом виде сказочный мир, главный герой «Последнего богатыря» — классический «попаданец». Он переходит из современного мира в сказочный, перенося туда стандарты поведения современного человека, его лексический запас и даже прихватывает гаджет, который на удивление долго обходится без подзарядки.

«Последний богатырь» стал самым кассовым отечественным фильмом за всю историю российского проката, собрав 1,7 млрд рублей 93-02.jpg DISNEY
«Последний богатырь» стал самым кассовым отечественным фильмом за всю историю российского проката, собрав 1,7 млрд рублей
DISNEY

Использование этой сюжетной схемы и оказалось тем самым попаданием в цель, приведшим в кинотеатры рекордную по численности для русских фильмов аудиторию. По итогам года «Богатырь» оставил позади «Форсаж 8», «Стражей галактики 2», «Гадкого я 3», «Босса-молокососа» и «Тора: Рагнарек». Ему не удалось обойти лишь новую часть франшизы «Пиратов Карибского моря», собравшую в отечественном прокате 2,3 млрд рублей, — любовь к ней отечественной аудитории заслуживает специального исследования. «Пираты» не только вышли на первое место по кассовым сборам в этом году, но и стали вторым фильмом по этому показателю за всю историю российского проката, сразу после непревзойденного «Аватара», сумев обойти прошлогоднего лидера — анимационный шедевр «Зверополис». Притом что во всем остальном мире эта часть «Пиратов» не пользовалась сногсшибательным успехом. Однако проигрыш им в кассовой гонке нисколько не умаляет успеха «Последнего богатыря». Да, мы имеем дело с продюсерским продуктом, выведенным искусственным путем в лабораторных условиях по голливудским формулам успеха. Но аудитория уже слишком привыкла к развлечениям, сделанным именно таким образом. «Последний богатырь» — фильм, произведенный американской компанией с максимальной локализацией: даже для сценария был использован местный фольклорный материал. Это как если бы мы пришли в «Макдональдс» и обнаружили в меню щи да кашу, сваренные на американском оборудовании. Почти наверняка хотя бы однажды нам захотелось бы почувствовать знакомый вкус при том же уровне сервиса.

 

Первые богатыри

 

Лидер отечественного анимационного кино киностудия «Мельница» — производитель местных «Богатырей» — в этом году решила не затягивать с выходом очередной серии и вслед за прошлогодними «Тремя богатырями и морским царем» перед новогодними каникулами выпустила «Трех богатырей и принцессу Египта». Они стали наглядной демонстрацией тезиса, который профессионалы киноиндустрии, в том числе совладелец студии «Мельница» Сергей Сельянов, повторяют из раза в раз: написание сценария — одна из труднейших задач во всей технологической цепочке создания фильма. Его могут писать годами и многократно переписывать, при этом даже отлично сделанный сценарий вовсе не гарантия успеха фильма. В случае «Трех богатырей» на восьмую по счету ленту работает популярность всех предыдущих фильмов франшизы. В пиковой точке, которая пришлась на 2012 год, ее сборы достигли 32 млн долларов. Это даже больше, чем у диснеевского «Последнего богатыря». Но затем финансовый успех пошел на спад. Кассовая судьба новейших «Трех богатырей» только подтверждает эту тенденцию: по уровню сборов они пусть и не слишком радикально, но все же уступают предыдущему фильму. Самая очевидная причина — творческий кризис, настигший создателей отечественной анимационной франшизы. В «Принцессе Египта» они отрабатывают не однажды использованную сюжетную схему: богатыри в очередной раз по наивности и простоте своей поддаются манипуляции со стороны экзотических злых сил и противостоят им с помощью своих жен. При этом действия главных героев становятся все более хаотичными и все менее мотивированными. Любую из реплик и даже целую сцену можно пропустить и при этом не потерять нить сюжета.

 

Это фантастика

 

Режиссер Федор Бондарчук — легенда коммерческого русского кино. Сборы его нового фильма — об инопланетном корабле, приземлившемся в Чертаново, превысили миллиард рублей. Он не только подтвердил свою репутацию успешного режиссера, но и реабилитировал жанр фантастики, популярность которого была отчасти подорвана сложной прокатной судьбой другого фантастического фильма Бондарчука — «Обитаемого острова»: несмотря на высокие показатели сборов, ему так и не удалось окупить затраты на производство. «Притяжение» — это тоже лабораторный продукт с предсказуемой зрительской реакцией, но на фоне «Последнего богатыря» он воспринимается как авторское кино.

Федор Бондарчук в результате сложных процессов трансформации, все эти годы протекающих в русском кинематографе, стал одним из немногих режиссеров, кто может позволить себе выйти за пределы просчитанных сценарных схем и предложить аудитории неожиданные сюжеты и неожиданных героев, которых та готова любить. Он не в первый раз приглашает в большой проект на главные роли актеров, еще не успевших утвердиться в качестве любимцев публики, и аудитория приняла их.

 

О, спорт!

 

Еще одна сенсация — «Движение вверх», фильм, вышедший в прокат в последнюю неделю года. Это продолжение серии спортивных кинокартин, за которое взяла на себя ответственность студия «ТриТэ», возглавляемая Никитой Михалковым. Продюсер Леонид Верещагин — еще один хитмейкер отечественного кинематографа. «Движение вверх» продолжает начатую «Легендой № 17» линейку фильмов, воспевающих подвиги советских спортсменов. Но если успех «Легенды» во многом можно было объяснить популярностью исполнителя главной роли Данилы Козловского, то в кастинге «Движения вверх» народная любовь к Владимиру Машкову едва ли имеет решающее значение. В данном случае мы имеем дело с очень продуманным ансамблем актеров: они не только хороши сами по себе, но и отлично сочетаются друг с другом. Очевидно, что их приглашали на роли не в силу популярности, а исходя из художественной задачи, которую те должны решать на площадке. Сценарий «Движения вверх» содержит в себе элементы голливудского стиля, но скорее ассоциируется с хитами советского кинематографа, откуда родом сам Леонид Верещагин, и ему удалось синтезировать опыт Голливуда и советского кино. По итогам второй недели показов результат «Движения вверх» — 1,2 млрд рублей. И это не предел. У фильма есть все шансы побить рекорд «Последнего богатыря» и стать новым лидером отечественного проката.

 

Больше чем сериал

 

В 2017 году продюсеры получили новый опыт проката — его подарил им фильм «Гоголь. Начало». Проект, изначально сделанный под формат сериала, неожиданно оказался столь эффектным, что продюсеры не устояли перед искушением выпустить его в кинопрокат. Фильм собрал приличные 455 млн рублей. И здесь мы можем говорить не столько о заслугах режиссера Егора Баранова и исполнителей главных ролей Александра Петрова и Олега Меньшикова (впрочем, их не стоит преуменьшать), сколько о чутье продюсеров Валерия Федоровича и Евгения Никишова. Они возглавили в прошлом году ТВ-3 и занялись его перепрограммированием из канала, специализирующегося на мистических темах, востребованных женской аудиторией, в канал, предъявляющий публике драматические сериалы, которым нет места на ТНТ, откуда и пришли Федорович и Никишов.

Фильм «Гоголь. Начало» собрал в прокате 455 млн рублей 93-03.jpg «СРЕДА»
Фильм «Гоголь. Начало» собрал в прокате 455 млн рублей
«СРЕДА»
«Гоголь. Начало» — это их первый успех в новом качестве, подхватывающий еще один мировой тренд: производство сериалов на уровне, принятом в большом кино, и, как следствие, демонстрация отдельных серий на больших экранах. Неординарное использование обратной технологии: показ фильма «Анна Каренина. История Вронского» сначала в сериальном формате на канале «Россия 1», а потом в кинотеатрах — не стало ярким коммерческим событием. Фильм в прокате прошел почти незаметно и собрал только 17 млн рублей.

 

Русский космос

 

Прошлый год запомнится выходом сразу двух фильмов, рассказавших нам об отечественных покорителях космических пространств. Действие «Времени первых» и «Салюта 7» протекает по большей части в двух местах: на космическом корабле и в Центре управления полетами. Есть еще жены и дети, которые расширяют эмоциональную палитру обоих фильмов. Во «Времени первых» главные роли исполняют две суперзвезды отечественного кино — Евгений Миронов и Константин Хабенский. В «Салюте 7» своим обаянием покоряют зрителя Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко. В режиссерское кресло на съемках фильма, который повествует о первом выходе в открытый космос, сел 39-летний Дмитрий Киселев; за плечами у него работа над фильмами «Елки», «Елки 2», «Елки 3» и «Елки 1914». Историю спасения орбитальной станции «Салют 7» был призван рассказать 34-летний Клим Шипенко; он снимал и психологический детектив «Кто я», и ромком «Любит не любит», и драму «Как поднять миллион. Исповедь Z@drota», которая при бюджете в 51 млн рублей в прокате чуть-чуть недотянула до 1,5 млн рублей. Но и в этом случае мы высоко оцениваем работу продюсеров: Тимура Бекмамбетова и Сергея Сельянова. Оба хотели выпустить свои фильмы в День космонавтики. Однако у продюсерской группы «Времени первых» административный ресурс оказался мощнее, и День космонавтики остался за ними. Результат в прокате получился не столь впечатляющим: 562 млн рублей. Вышедший осенью «Салют 7» принес студии СТВ 783 млн рублей.

 

Фильм «Салют 7» собрал в прокате 783 млн рублей 93-04.jpg СТВ
Фильм «Салют 7» собрал в прокате 783 млн рублей
СТВ

 

Развод по-русски

 

Фильм «Матильда», ставший в этом году самым запоминающимся кинематографическим брендом, вышел одновременно с «Последним богатырем», который оттянул на себя основную часть публики. В итоге история любви наследника российского престола собрала в российском прокате всего 537 млн рублей. Впрочем, это намного больше, чем у еще одного фильма, спровоцировавшего общественный резонанс, — «Нелюбви» Андрея Звягинцева. В России у него только 97,5 млн рублей сборов. Приз жюри на Каннском фестивале, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус», а также продажи едва ли во все страны мира служат отличной мотивацией для продюсера Александра Роднянского продолжать работать с Андреем Звягинцевым. Сегодня для зарубежных зрителей именно этот режиссер олицетворяет собой русское кино. Борис Хлебников претендует на такую роль лишь отчасти. У него тоже есть своя доля международного успеха, но пока он, в отличие от Звягинцева, еще не проник в высшую кинематографическую лигу. Его фильм «Аритмия», антитеза «Нелюбви», убеждающий нас в том, что развод не обязательно может быть таким жестоким, как это представляет Андрей Звягинцев, собрал 87 млн рублей. Фильм Анны Меликян «Про любовь. Только для взрослых», который и вовсе о том, что развод не так фатален, как это может показаться после просмотров «Нелюбви» и «Аритмии», принес его продюсерам 122 млн рублей.

Каждый из этих проектов внес свой вклад во внутренний успех русского кино. Возможно, преодоление психологической планки в 20% внутреннего рынка позволит отечественным кинематографистам более пристально вглядываться в перспективы зарубежного проката. На сегодня мы имеем дело лишь с отдельными историями успеха — пока не слишком масштабного. Между тем только внешняя экспансия расширит возможности создания больших проектов и, как следствие, рост доли на внутреннем рынке. Другие ресурсы развития русского кинематографа, скорее всего, уже исчерпаны.