Агросектор освоит новые переделы

Александр Лабыкин
обозреватель «Монокль»
15 января 2018, 00:00

Перенасыщенность основных рынков подталкивает российских аграриев к переходу от стратегии наращивания объемов производства к поиску новых видов продукции, повышению качества сырья и углублению его переработки

ТАСС
Применение современных технологий в новых тепличных комплексах позволяет быстро наращивать объемы производства овощей

Пока неуверенно и не от хорошей жизни, но уже целенаправленно крупный и средний российский агробизнес присматривается к освоению новых рыночных ниш: производству нетрадиционных зерновых культур, новых видов скота, а также продуктов переработки во всех отраслях. Большинство производителей признает, что просто наращивать объемы выпуска традиционной агропродукции самоубийственно — ее уже не всегда удается реализовать с прибылью: по некоторым направлениям российский аграрный рынок близок к перепроизводству. Тренд, связанный с развитием пока еще не освоенных российскими аграриями подотраслей и более глубоких переделов, останется ключевым и в наступившем году.

Молоко конкурирует с томатом

В прошлом году агросектор России привлек почти 612 млрд рублей инвестиций против 588 млрд в 2016-м, что говорит о стабильном в целом интересе инвесторов к отрасли и о наличии здесь точек роста. Большинство новых проектов реализованы в основном крупнейшими агрохолдингами для расширения существующих производств. Чаще всего эти проекты связаны с заполнением еще не до конца занятых ниш в мясной и молочной подотрасли, а также в овощеводстве, где пока не исчерпаны возможности замещения импорта. Наиболее активно расширялся в прошлом году «Мираторг»: он открыл не менее 18 новых молочных и мясных ферм (всего их теперь около 80) и намерен и дальше наращивать объемы молока и мяса. «Эконива» значительно увеличила за прошлый год объемы производства молока (с 600 тыс. до 1 млн тонн) за счет поглощения как минимум пяти крупных хозяйств и строительства трех новых ферм в разных регионах. Удвоить объемы производства намерено также «Русмолоко» и другие лидеры подотрасли. На российский рынок продолжают выходить и крупные иностранные компании, такие как «Балмико Продимпорт» (ТМ «Милава»), заявивший в прошлом году о строительстве в России трех новых ферм. Молочное производство станет новой нишей и для одного из крупнейших производителей свинины, сахара, комбикормов и зерна — компании «Русагро», которая за счет новых проектов планирует расширить и географию сбыта. Купив в прошлом году в Приморье бойню, чтобы закрепить свои позиции на рынке свинины Дальнего Востока, «Русагро» также готова построить здесь молочные комплексы — почти за 30 млрд рублей. В целом в подотрасли на будущий год заявлены десятки проектов, но все равно, по словам президента «Союзмолока» Андрея Даниленко, молочное производство и при нынешнем приросте в 2–3% товарного молока даже через пять лет останется не полностью занятой нишей. Это касается и производства сыров, а также многих новых видов молочной продукции в молокопереработке.

Безусловным лидером по числу новых инвестпроектов в последние три года был рынок овощей защищенного грунта, который прирастал почти на 30% в год. В 2017-м площадь теплиц увеличилась до 2,6 тыс. га, из них более 600 га построены за последние пять лет. Этот плацдарм импортозамещения вырос не столько за счет продэмбарго, сколько благодаря новым передовым технологиям строительства экономичных и эффективных теплиц со светокультурой, ставших доступными нашим аграриями благодаря господдержке. Таких теплиц возвели за три года на площади около 300 га. При этом рынок продолжит активно расти и в следующие годы: по расчетам ЭКЦ «Инвест-Проект», производство тепличных овощей в России по итогам 2016 года составило лишь половину расчетной емкости рынка в 1,8 млн тонн в год. «Сейчас новый тренд — круглогодичное выращивание томатов, что ранее было недоступно нашим аграриям из-за отсутствия новых технологий светокультуры, незаменимой в наших суровых условиях, — говорит президент ассоциации “Теплицы России” Наталья Рогова. — Многие рискнули и получили отличные результаты не только в Центральной России, но и в Сибири, где раньше это трудно было представить. Наши аграрии также начинают осваивать круглогодичное выращивание перцев, баклажанов и цуккини, что для нас, безусловно, новая ниша». Только в 2016 году в строительство 166 га теплиц было вложено 33,5 млрд рублей, примерно таких же результатов Минсельхоз России ожидает и по итогам 2017-го.

В прошлом году об инвестициях в тепличное хозяйство заявили видные участники рынка: «Агрокультура Групп», «Агро-Инвест», «Тюмень Агро», тепличный комбинат «Андроповский», «Эко-культура», «УГМК-агро» и многие другие — с общим объемом вложений в десятки миллиардов рублей. «Но и при этом рынок не достигнет потолка, сюда рвутся новые игроки, поскольку для полного обеспечения круглогодичными овощами нам необходимо как минимум еще две тысячи гектаров теплиц, чего мы достигнем лишь к 2020 году», — говорит Наталья Рогова.

Расшивка «узких» бизнесов

Наряду с расширением основного бизнеса крупнейшие животноводческие агрохолдинги начинают уверенно осваивать новые для себя перспективные направления. Для того же «Русагро» новым направлением бизнеса станет производство мяса бройлера на Дальнем Востоке — инвестиции составят не менее 20 млрд рублей. Генеральный директор компании Максим Басов уверен, что при общем профиците мяса птицы в стране в дальневосточном регионе его еще недостаточно, к тому же здесь большие экспортные перспективы. «Пущинское молоко» впервые займется козоводством и сейчас вкладывает около 3 млрд рублей в строительство козоводческого комплекса на 8000 дойных коз, который обещает стать крупнейшим в стране. Явным хитом инвестиционной активности в мясной промышленности в прошлом году и в следующем можно считать овцеводство. В 2017-м компания «Промагро» выпустила первую ягнятину на своем новом овцеводческом подразделении более чем на 6000 овец. «Мираторг» в прошлом году затеял организацию в Курской области фермы стоимостью 20 млрд рублей на 30 тыс. овцематок и готов построить еще с десяток таких овчарен. В сторону овцеводства уверенно смотрит и первооткрыватель индейководства в России — компания «Евродон», намеренная помимо удвоения основного бизнеса возвести в агрокластере в Тверской области комплекс по производству баранины мощностью 15 тыс. тонн в год. Агрокомплекс имени Н. И. Ткачева и вовсе заявил о запуске проекта по созданию овцеводческой фермы сразу на 100 тыс. овцематок (впрочем, компания умерила потом аппетиты на треть). Этот ведущий растениеводческий агрохолдинг в прошлом году также впервые занялся аквакультурой, купив 1100 га рыбоводных участков в Краснодарском крае. Впрочем, козоводство и овцеводство относительно новая ниша лишь для крупных сельхозорганизаций, которые, по данным Росстата, выпустили в 2016 году менее десятой части козлятины и баранины от полученного в фермерских хозяйствах и на частных подворьях (всего на рынке произведено около 466 тыс. голов). А значит, это направление мясного скотоводства ждет та же череда консолидации активов, что прежде прошла в свиноводстве, ставшем сегодня уделом в основном вертикально интегрированных холдингов.

Перепроизводство на рынке зерна, наблюдавшееся несколько лет кряду, сподвигло растениеводов обратить внимание на непривычные для России ниши сельского хозяйства — производство рапса и сои. По мнению президента Российского соевого союза доктора экономических наук Александра Санакина, в 2018 году мы увидим серьезное изменение в севообороте: сельхозпроизводители уже отказываются от выращивания неэффективных пшеницы, подсолнечника и гречки и переходят на производство дефицитных и рентабельных высокобелковых не генномодифицированных культур: сои, узколистного и белого люпинов, а также богатого углеводами сорго (по биохимическому составу он превосходит кукурузу).

«В числе других ниш, которые привлекают крупных инвесторов, мы бы отметили и дикоросы, — говорит глава Института аграрной политики, экс-министр сельского хозяйства Елена Скрынник. — В регионах появляются промышленные производства ягод, организуется сбор орехов, целебных трав. Это очень перспективное направление, и при необходимой поддержке со стороны государства уже в ближайшие три-пять лет мы сможем полностью закрыть свои потребности в лесных ягодах и увеличить их экспорт в 15 раз».

Молочное животноводство — одно из наиболее капиталоемких направлений инвестиций в АПК в прошлом году 57-02.jpg ТАСС
Молочное животноводство — одно из наиболее капиталоемких направлений инвестиций в АПК в прошлом году
ТАСС

В шкуре новых переделов

«Еще Петр Николаевич Столыпин говорил, что мы должны уметь находить рынки сбыта для всего, что умеем получать от скота: и для рогов, и для копыт, и для шерсти, — говорит президент Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. — Так что в принципе для нас нового ничего нет в появлении высоких переделов и в углублении переработки продукции — это нам знакомо с советских времен, но забыто». По части новых рынков сбыта для рогов и копыт лидирует «Мираторг»: он начал продавать их в голодающие страны Африки, где из перемолотых костей варят похлебку. Однако компания стратегически нацеливается на более высокие переделы для всех видов своей продукции. Если еще пять лет назад агрохолдинг сдавал шкуры другим переработчикам, то теперь строит в Брянской области кожевенный завод стоимостью 2,8 млрд рублей для выпуска кожи высшего качества — ранее в стране такой не делали. «Стратегия “Мираторга” фокусируется на повышении глубины переработки и расширении ассортимента продукции с высокой добавленной стоимостью, — говорит руководитель агрохолдинга Виктор Линник. — Перечень выпускаемой продукции включает в себя автомобильный, мебельный и растительный краст и соответствует европейскому стандарту качества». Ожидается, что главными потребителями мираторговской кожи для отделки салонов станут автогиганты: Mercedes, Porsche, BMW, а также авиастроители. К высокому переделу подбирается и «Агропромкомплектация», которая первой в России начнет выпускать мясокостную муку особого качества, использующуюся в кормах для домашних животных. В прошлом году на лужском заводе «Белкозин» открылся цех по производству говяжьего белка, инвестиции составили миллиард рублей. Теперь «Белкозин» — первый и единственный пока в России производитель говяжьего коллагенового белка, применяющегося при изготовлении колбас и мясных полуфабрикатов.

Еще раньше, в 2015-м, российский лидер по производству бройлеров «Приосколье» впервые в стране освоил в промышленных масштабах глубокую переработку зерна, ради чего теперь готов сократить инвестиции в основной бизнес. Как оказалось, даже при сезонном обрушении цен зерно можно продавать в пять раз дороже, если переделать его в клейковину, лактозные сиропы, аминокислоты, витамины, многочисленные биодобавки или в биопластик. «Приосколье» запустило свой первый проект за 12 млрд рублей по производству аминокислоты лизин (для кормодобавок) в 2015 году на базе своего Завода премиксов № 1. За ним последовали «АминоСиб», построенный в Ишиме за 6 млрд рублей крупнейшим в Тюменской области агрохолдингом «Юбилейный». Наконец, в 2018-м на рынок лизина выйдет «ДонБиоТех» Русского агропромышленного треста, аналогичный завод намерено построить в Татарстане и НПО САВАП. Последнее решило сразу расширить линейку переработки зерна и будет помимо аминокислот производить клейковину, крахмал, комбикорм, сиропы, биотопливо и, возможно, биопластик. В прошлом году крупнейший российский производитель молока «Молвест» открыл в Воронежской области предприятие «ЭкоКорм» по выпуску травяной муки в качестве витаминной подкормки для скота. Применение люцерны в рационе животных позволяет увеличить надои молока на 12%, привес крупного рогатого скота и яйценосность птицы — до 15% при сокращении затрат на те же значения. «Рынок биодобавок и аминокислот еще полностью не освоен, производство витаминов из зерновых вовсе непаханое поле, — говорит вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. — Планируют на будущий год еще около пяти проектов, но они очень дорогие, хотя и обладают огромным экспортным потенциалом. Без господдержки это направление интенсивно развиваться не сможет».

Новые предприятия по производству лизина позволяют перерабатывать зерно в продукцию с более высокой добавленной стоимостью и обеспечивать животноводов необходимыми кормодобавками по доступным ценам 57-03.jpg
Новые предприятия по производству лизина позволяют перерабатывать зерно в продукцию с более высокой добавленной стоимостью и обеспечивать животноводов необходимыми кормодобавками по доступным ценам

Свои лучше приживутся

В отечественном сельском хозяйстве есть еще две почти свободные ниши, которые российские аграрии осваивают с большим трудом: селекция собственных сортов семян и гибридов и производство материнского стада отечественных пород скота и птицы. Пока что в птицеводстве лишь «Евродон» полностью обеспечен собственным родительским стадом индейки. Другие лидеры рынка тоже стремятся дотянуться до него, поскольку покупка иностранных родителей дает излишнюю нагрузку на себестоимость. В прошлом году компания «Дамате» — ближайший конкурент «Евродона» — договорилась с Aviagen Turkeys о строительстве в Пензенской области завода по производству инкубаторных яиц стоимостью 25 млн евро и мощностью первой очереди до 8 млн штук в год. Это позволит «Дамате» сократить импорт яиц наполовину. Из заметных реализованных проектов можно отметить разве что группу «Черкизово», которая в прошлом году запустила в Липецкой области первые два цеха ремонтного молодняка и четыре — родительского стада. Этот проект, в который вложено около 3 млрд рублей, позволит компании на 90% обеспечить свои потребности в инкубационном яйце.

К организации селекции собственных семян и гибридов отечественные агрохолдинги большого внимания не проявляют, отдавая эту нишу на откуп специализированным предприятиям и научным центрам. Но если производителям пшеницы нет резона самим выводить новые гибриды, поскольку мы обеспечены ими на 70–80%, то семена сахарной свеклы Россия почти полностью завозит из-за границы. Пожалуй, единственная, кто бросил в этом вызов иностранцам, — «Русагро», которая планирует вдвое сократить затраты на семена сахарной свеклы за счет собственной селекции. Для этого компания сейчас создает в Воронежской области селекционно-генетический центр стоимостью свыше 20 млрд рублей по производству сахарной свеклы, первые гибриды в котором будут получены лишь к 2020 году. Среди крупных рисоводов собственную селекцию успешно продвигает «АФГ Националь», который передал на государственные сортоиспытания несколько новых сортов риса. «Мы завершили строительство первой очереди семенной линии мощностью пять тысяч тонн семян риса в год, она наполовину закроет потребности холдинга в качественном семенном материале, — пояснил руководитель агродивизиона “АФГ Националь” Алексей Попов. — Объем инвестиций составил около 400 миллионов рублей, запуск семенной линии даст прирост урожайности на пять процентов с гектара и позволит перерабатывающим предприятиям увеличить выход крупы и повысить рентабельность переработки». Чтобы экономить на посадочном материале при развитии садоводства, агрохолдинг в прошлом году завершил закладку яблоневого питомника на 82 тыс. деревьев в Краснодарском крае. «Это снижает зависимость от поставщиков и позволяет лучше контролировать качество посадочного материала. Кроме того, вырастить собственный саженец в два-три раза дешевле, чем покупать готовый. Существенная экономия, ведь на 300 гектаров суперинтенсивного сада требуется до миллиона саженцев», — говорит руководитель дивизиона «Сады» холдинга «АФГ Националь» Олег Рьянов.

Наконец, с уверенностью можно сказать, что одним из главных трендов в сельском хозяйстве России в ближайшие годы станет технологизация и биологизация бизнеса. В частности, речь идет о мониторинге местного климата, состояния почвы и растений с помощью спутников и летательных аппаратов, что в последние год-два активно стали применять крупнейшие агрокомплексы. Обработка полученных данных на компьютере позволяет избежать излишних затрат на обработку почвы и прочих издержек, что увеличивает интерес к этим технологиям и со стороны рядовых фермеров.

Но куда больше ожиданий у агропрома сейчас от биологизации земледелия, которая, в отличие от собственной селекции, позволяет без дополнительных затрат добиться повышения урожайности. «Это самые различные методы восстановления и поддержания плодородия почв, а также снижения пестицидной нагрузки, — говорит Елена Скрынник. — Например, некоторые отечественные компании комплексно развивают производство энтомофагов — естественных врагов вредоносных для сельского хозяйства насекомых, а также биофунгицидов, биоинcектицидов, экоудобрений. Вся эта продукция успешно проходит апробацию на российских полях, доказывая свою эффективность, а низкая стоимость производства препаратов делает такую технологию по-настоящему прорывной». К примеру, заметных успехов в многолетней разработке аграрных биотехнологий добился ВНИИ биологической защиты растений, уже внедривший в трех российских регионах комплексную беспестицидную защиту от вредителей и болезней яблони, сливы, черешни, персика, винограда, томатов, пшеницы, сои и кукурузы по стандартам органического земледелия.