Уже в марте будущего года США официально получат возможность в одностороннем порядке выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), причем без каких-либо серьезных на то оснований. Такое право четко зафиксировано в положении закона о финансировании Пентагона на текущий год. Этот документ прямо обязывает президента Дональда Трампа в течение пятнадцати месяцев представить Конгрессу всесторонний доклад о наличии либо отсутствии у России таких видов вооружений и принять соответствующие меры. Но, учитывая, что ни сами конгрессмены, ни администрация Белого дома никаких сомнений на этот счет уже давно не испытывают, исход дела фактически предрешен.
Еще в ходе обсуждения этого вопроса глава Стратегического командования ВС США генерал Джон Хайтен уверял конгрессменов, что «российские войска уже развернули новую крылатую ракету наземного базирования, которая может угрожать большей части стран континентальной Европы». А замглавы Объединенного комитета начальников штабов Пол Сельва заявил, что «поскольку русские вышли за рамки договора», то и США скоро будут готовы к размещению ракет средней дальности. «Мы разрабатываем и внедряем новую стратегию противостояния наступательным возможностям России, которая, среди прочего, включает в себя изменение и расширение системы ПРО», — уточнил помощник заместителя главы Пентагона Брайан Маккеон в послании комитету Сената по международным делам.
Эти заявления вызвали настоящую истерику едва ли не у всех конгрессменов вне зависимости от партийной принадлежности. Так, группа сенаторов-демократов во главе с Беном Кардином предложила коллегам не только закрепить за Россией статус нарушителя договора о РСМД, но и направить нашему правительству ультиматум. Его суть сводится к следующему: если Россия через год не будет соблюдать положения договора, то США примут меры военного характера, включая разработку неядерной модификации ракет большой дальности, запускаемых вне зоны поражения системы ПРО противника. А главы комитетов по международным делам и по ядерным вооружениям Сената Эдвард Ройс и Майк Роджерс предложили Трампу «не тратить зря время» и уже сейчас «выйти из договора о РСМД», а также начать разработку и производство запрещенных ракет средней и меньшей дальности. Но это еще не всё. Их коллега по Сенату республиканец Том Коттон выступил с законодательной инициативой о передаче союзникам технологий создания крылатых ракет, например таких, которые США в соответствии с договором не могут иметь сами. Это было бы прямым нарушением Вашингтоном своих обязательств, причем не только по РСМД, но и еще одного международного правового акта — Режима контроля за ракетной технологией (РКРТ), который помимо американцев подписали еще 34 страны. Правда, сенатора все это нисколько не смутило. «Польша уже некоторое время покупает у нас крылатые ракеты большой дальности воздушного базирования. И если бы мы могли добавить в их арсенал наземные ракеты средней дальности, то, возможно, Россия дважды подумала бы о своей безрассудной стратегии, — говорит Коттон. — Наконец, мы могли бы продолжить развертывание противоракет Standard Missile 3 на наземных объектах в Европе. Это сделает новую русскую крылатую ракету гораздо менее ценной, так как США и союзники смогут легко ее сбить».
Впрочем, несмотря на угрожающую риторику, совсем уж радикальные шаги американские законодатели решили пока не предпринимать. Новый закон хоть и предусматривает бюджетные ассигнования в размере 58 млн долларов на научноисследовательские работы по созданию новой ракеты средней дальности, нарушением договора РСМД это считаться не может до тех пор, пока она не будет произведена и испытана. А вот с выходом США из пресловутого соглашения дела обстоят сложнее. Несмотря на то что Дональд Трамп прямо обвинил конгрессменов в превышении полномочий (они ратифицируют международные договоры, но выходить из них может только президент), новый закон о финансировании Пентагона он все-таки подписал. Более того, американский лидер поручил министерству торговли США отдельным актом ввести санкции против двух российских оборонных предприятий — ОКБ «Новатор» и «Титан-Баррикады», причем как раз за нарушение договора РСМД. А раз так, то убедить Конгресс в том, что Россия строго выполняет все положения пресловутого договора, теперь уже просто невозможно. Таким образом, сейчас все говорит о том, что прекращение американцами своих обязательств по РСМД — дело самого ближайшего времени.
Несправедливый размен
Не секрет, что сам договор РСМД заключенный между СССР и США тридцать лет назад, не только ознаменовал собой конец холодной войны, но и стал, как это принято говорить, одним из краеугольных камней международной безопасности. И, в общем, понятно почему. Принятый сторонами так называемый нулевой вариант сделал возможным полную ликвидацию сразу двух классов наступательных вооружений — баллистических и крылатых ракет наземного базирования с дальностью от 500 до 5500 км. Наша страна уничтожила в общей сложности 1752 ракетных комплекса «Пионер», «Темп-С» и «Ока». Заметим, что последние имели дальность полета всего 400 км и не подпадали под ограничения, но были ликвидированы в соответствии с доброй волей политического руководства страны. А американцы уничтожили 859 установок с баллистическими ракетами Pershing II, Pershing IA и с крылатыми ракетами Tomahawk. Кроме того, стороны ликвидировали техническую оснастку для производства таких ракет, оперативные базы, а также места обучения специалистов. Всего 117 советских объектов и 32 американских. И хотя такая диспропорция уже тогда вызывала множество вопросов, объяснялась она довольно просто. Дело в том, что Pershing II оснащались высокоточными головками наведения, они могли пробивать укрепленные бункеры и заглубляться на несколько метров в земную поверхность, а их боезаряд переключался на различную мощность в зависимости от цели. Что же касается Tomahawk наземного базирования, то они также имели повышенную точность, так как наводились на цель по рельефу местности и были фактически неуязвимы для наших ПВО того времени. Все эти ракеты были развернуты в Великобритании, Италии, Нидерландах, Бельгии и ФРГ и имели подлетное время всего около 14 минут, что создавало неприемлемую угрозу нашим наземным пусковым установкам межконтинентальных баллистических ракет (МБР), расположенных в европейской части страны и нацеленных на США. Именно поэтому откровенно несправедливые масштабы сокращения рассматривались как своего рода вполне разумный размен количества на качество. При этом мы, как и американцы, взяли на себя обязательства не создавать и не развертывать такие ракеты в будущем, а также не производить для них пусковые установки. Не менее важно и то, что договор РСМД хоть и является двусторонним, его положения неформально соблюдают Франция и Великобритания. Эти страны имеют технологические возможности для создания ракет наземного базирования средней и меньшей дальности, но при разработке своих вооружений границы договора никогда не нарушали. Так почему же сейчас ситуация изменилась? И откуда у американцев взялась уверенность, что договор не соблюдаем именно мы?
Надуманные претензии
Еще в июле 2014 года Барак Обама в письме Владимиру Путину впервые открыто обвинил Россию в проведении испытаний новой ракеты, которая вроде как нарушает договор РСМД. Речь шла о подвижном грунтовом комплексе «Рубеж», оснащенном межконтинентальной баллистической РС-26. Эта ракета — модификация всем известной МБР «Ярс», уже несколько лет стоящей на вооружении наших РВСН. Разница главным образом состоит в том, что пусковая установка вместе с РС-26 вроде бы несколько легче, чем у «Ярса»: примерно 80 тонн против 120 тонн. При этом ракета оснащается головными частями индивидуального наведения и имеет целый комплекс средств преодоления ПРО. Ее максимальная дальность составляет порядка 12 тыс. км. То есть она не подпадает под РСМД, а регулируется договором СНВ-3. Но во время проведения испытаний эту ракету запускали как с космодрома Плесецк по камчатскому полигону Кура, так и со стартовой площадки Капустин Яр по казахстанскому полигону Сары-Шаган. Если в первом случае дальность полета составляла порядка 6000 км, то во втором — чуть более 2000 км. На первый взгляд тесты РС-26 по казахстанской трассе полета вроде бы действительно позволяют предположить, что новая ракета имеет среднюю дальность. Но на самом деле это не так. Во-первых, американцам хорошо известно, что практически любая межконтинентальная баллистическая ракета (кроме самых тяжелых типа «Воеводы») может выполнить полет по так называемой короткой трассе. Это зависит как от количества заправленного топлива, так и от циклограммы полета. Кстати, сразу после того, как договор РСМД был полностью выполнен, пентагоновские стратеги с пеной у рта спорили друг с другом, сколько МБР наша страна должна будет перенацелить с американских городов на Европу. Во-вторых, специалистам в США, инспектирующим ход выполнения договора СНВ-3, прекрасно известны технические характеристики всех наших межконтинентальных баллистических ракет и их отличия от ракет средней дальности. Тем не менее некоторые эксперты в Вашингтоне склонны полагать, что разница в дальности может быть обусловлена специально уменьшенной полезной нагрузкой. Иными словами, если реальная масса головной части будет больше, то дальность полета — меньше. Но это же предположение справедливо и для американских ракет типа Minuteman III.
История с РС-26 даже пентагоновским стратегам представлялась откровенно надуманной, поэтому американцы решили предъявить нам новые претензии. На сей раз к оперативно-тактическим комплексам «Искандер-М». В середине февраля прошлого года The New York Times со ссылкой на представителей Белого дома утверждала, что наша страна не только испытала, но даже развернула два дивизиона таких комплексов с новыми стратегическими крылатыми ракетами наземного базирования большой дальности. Заметим, что «Искандер-М» был разработан чуть более десяти лет назад на основе комплекса «Ока», того самого, что не подпадал под ограничения РСМД и был добровольно ликвидирован Советским Союзом. До недавнего времени «Искандеры» оснащались пятью типами аэробаллистических и крылатых ракет с дальность полета до 500 км. Но уже в прошлом году их количество решено было увеличить. «Наш комплекс постоянно развивается, для него дорабатывается программное обеспечение. Создано еще несколько типов ракет, внешне они не отличаются, но внутри — кардинально. Сейчас у него, мягко говоря, семь типов ракет, а может быть и больше», — заявил НВО осенью прошлого года генеральный конструктор КБ машиностроения Валерий Кашин. При этом он особо подчеркнул, что все они полностью соответствуют положениям договора РСМД. Но верить в это американцы отказываются.
Все дело в том, что обе крылатые ракеты для «Искандера», имеющие индексы 9М728 и 9М729, разработало екатеринбургское ОКБ «Новатор», которое также создало знаменитые крылатые ракеты морского базирования «Калибр», широко применявшиеся против террористов в Сирии и имеющие дальность свыше 2500 км. Заметим, что внешне «Калибры» очень похожи на ракеты для «Искандеров», так как имеют одинаковый диаметр и технологически, по-видимому, восходят к первой советской стратегической крылатой ракете морского базирования «Гранат», созданной «Новатором» в начале 1980-х. Это лишь укрепило американцев во мнении, что крылатые ракеты для «Искандеров» есть не что иное, как наземный вариант «Калибра». Сама по себе эта гипотеза ни о чем не говорит, но создает весьма плодотворную почву для фантазий. Известно, что на экспорт противокорабельные «Калибры» поставляются в составе морских комплексов Club и имеют дальность менее 300 км, чтобы соответствовать РКРТ. Правда, для этого конструкторам ракеты пришлось сократить ее длину с 8 до 6,2 метра. В то же время есть и полноразмерные варианты ракеты для Club, с дополнительно отделяемой боевой ступенью, способные на финальном участке траектории развивать сверхзвуковую скорость. Дальность их полета составляет порядка 220 км, а длина самой ракеты — чуть более восьми метров. Таким образом, в последнем случае резерв по длине был использован для повышения боевой мощи ракеты. Но американские дипломаты считают, что этот же резерв мог быть использован и для повышения дальности новой крылатой ракеты для «Искандера». Они, в частности, уверены, что поскольку 9М729 длиннее своей предшественницы примерно на метр (длина 9М728 около семи метров), то он имеет больший размер топливного бака и, соответственно, дальность поражения целей. Ее они ничтоже сумняшеся определяют так же, как у «Калибра»: более 2500 км. Это якобы подтверждается тем, что для новой ракеты нашим оборонным предприятиям пришлось сделать новую транспортнозаряжающую машину и новую пусковую установку на белорусском шасси, которую изготовило то самое волгоградское предприятие «Титан-Баррикады», подпавшее под санкции. Заметим, что теоретически эта техника могла быть выпущена специально для испытаний новой стратегической крылатой ракеты воздушного базирования Х-101 с дальностью более 5500 км, которая запускалась со стратегического бомбардировщика Ту-160 по базам террористов в Сирии. Во всяком случае, договор РСМД разрешает тестовые запуски таких ракет из наземной пусковой установки, «которая используется исключительно в целях испытаний и которая отлична от пусковых установок» крылатых ракет наземного базирования с дальностью не более 500 км.
Что же касается ракеты 9М729, то вместо увеличения топливного бака наши конструкторы просто могли нарастить ее боевой функционал, например за счет использования комплекса ложных целей, включающего в себя раскладные пружинисто-сетчатые отражатели и объекты-макеты из металлизированной оболочки для преодоления ПРО. Но американцам это в голову, по-видимому, не приходит. А если и приходит, то они предпочитают деликатно молчать. Как бы там ни было, но никаких доказательств в пользу своей версии США не представили. И понятно почему: их просто нет. Как заявила официальный представитель МИД Мария Захарова, «крылатая ракета 9М729 не разрабатывалась и не испытывалась на запрещенную договором РСМД дальность». А заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков уточнил, что в «США это могли прекрасно видеть со своих спутников при тестах на полигоне». Но зачем же тогда ломать комедию? У американцев для этого есть сразу несколько причин.
Двойная игра
Еще в октябре 2013 года, то есть за несколько месяцев до того, как Вашингтон впервые обвинил Москву в нарушении договора РСМД, американцы приступили к практической реализации своих планов по развертыванию системы ПРО в Европе. На базе Девеселу в Румынии началось строительство комплекса Aegis Ashore, включающего в себя радар, аппаратуру слежения и 24 пусковые установки для противоракет Standard Missile 3. Последние предназначены для перехвата боевых блоков МБР в космосе на высотах до 500 км, при этом дальность действия самой противоракеты составляет порядка 700 км. На первый взгляд Standard Missile 3 не имеют никакого отношения к договору РСМД, если бы не их пусковые установки Mk 41. Они универсальные и установлены на всех эсминцах и крейсерах, а также на большинстве тактических подводных лодок ВМС США. С кораблей из Mk 41 запускаются не только противоракеты Standard Missile 3, но и крылатые ракеты Tomahawk, способные поражать цели на дальности до 2600 км. Никаких конструктивных особенностей, позволяющих отличить Mk 41 для запуска противоракет от такой же установки с крылатыми ракетами наземного базирования, не существует. Заметим, что замена одних ракет на другие занимает не более трех часов и требует лишь незначительной модификации программного обеспечения.Уже летом позапрошлого года база в Девеселу была введена в эксплуатацию, став, таким образом, первым полностью развернутым боевым объектом американской системы ПРО в Европе. Но самое важное, что, поставив на боевое дежурство в Румынии пусковые установки Mk 41, американцы грубо нарушили договор РСМД. Вот что по этому поводу заявил Владимир Путин: «Они якобы поставили в Румынии свои противоракеты. Но как это сделали? Просто сняли с кораблей пусковые установки и разместили на земле. Но откуда мы знаем, что в них находится? Противоракеты легко можно заменить на “Томагавки”, нужно просто изменить программу, и всё. Эта работа абсолютно незаметна». При этом глава государства прямо заявил, что «по факту США уже вышли из договора РСМД», но «продолжают проводить информационно-пропагандистскую кампанию против России, пытаясь нас в чем-то обвинить».
Тем временем сами США ударными темпами ведут строительство уже второй своей базы ПРО в Европе. На этот раз в польском местечке Редзиково, в 150 км от Гданьска. Ее стоимость оценивается примерно в 300 млн долларов. Но в отличие от Девеселу в Редзиково будет развернуто вдвое больше мобильных пусковых установок Mk 41 — всего 48 единиц. Уже в этом году новая польская база будет введена в эксплуатацию и передана под командование США. Заместитель главы Пентагона Роберт Уорк уверял, что «европейский щит ПРО» возводится для защиты союзников от Ирана, а к России якобы не имеет никакого отношения. «Россияне боятся, что это вооружение представляет угрозу для их стратегического оружия. Но это невозможно. Мы либо слишком близко, либо слишком далеко, чтобы сбивать российские баллистические ракеты, потенциально направленные на США или другие страны — члены альянса», — говорил Уорк. Здесь нельзя не сказать о том, что едва ли не все стоящие на вооружении Ирана ракеты базируются либо в центре страны, либо на юге и имеют дальность всего около 3000 км. То есть до Варшавы не долетят. А значит, польские установки Mk 41 предназначены для сдерживания России, причем вне зависимости от того, какие ракеты в них загружены — Standard Missile 3 или Tomahawk. Кстати, в последнем случае полетное время до европейской части нашей страны сокращается до семи-девяти минут. «Это не оборонительные системы, а часть ядерного стратегического потенциала США, вынесенная на периферию», — заявил Владимир Путин.
Заметим, что все попытки наших дипломатов конструктивно решить накопившиеся противоречия по пресловутому договору американцы демонстративно игнорируют. Как заявила Мария Захарова, они просто от них отмахиваются. Так, американцы отказались провести верификацию румынских комплексов Aegis Ashore и не предоставили доказательств того, что они не могут использоваться в наступательных целях. «США предложили верить им на слово и отказались подписывать какие-либо обязывающие соглашения», — сообщил руководитель сектора Центра военно-политических исследований РИСИ Сергей Ермаков.
Между тем помимо пусковых установок Mk 41 у нас к США есть и другие претензии по поводу соблюдения ими положений договора РСМД. Например, они касаются так называемых ракет-мишеней Hera для тестирования противоракет Standard Missile 3. При создании Hera использованы вторая и третья ступени МБР Minuteman II, а также модифицированная система управления от ликвидированных ракет Pershing. Хотели авторы этой разработки или нет, но у них получилась самая настоящая ракета средней дальности со стартовым весом около 11 тонн и способностью преодолевать расстояние порядка тысячи километров. Единственное, чего нет у Hera, так это боевого оснащения для поражения целей. «Американские ракеты-мишени идентичны баллистическим ракетам средней и меньшей дальности. Они уже есть и используются. Их производство в США может свидетельствовать о разработке запрещенных РСМД технологий», — заявил на расширенной коллегии Минобороны президент России. Несмотря на то что этот документ разрешает использовать ступени существующих типов ракет для ускорительных средств в целях исследований и разработок для испытания объектов, с юридической точки зрения создание Hera вполне может рассматриваться как «совершенствование ключевых элементов запрещенных по договору РСМД ракетных систем». Вместе с тем нельзя не признать, что американские ракеты-мишени не являются средством доставки оружия и никогда не испытывалась в этом качестве.
Но если случай с Hera действительно может трактоваться двояко и является предметом обсуждения несовершенных юридических формулировок пресловутого договора, то на счет другой нашей претензии к американцам — по поводу ударных беспилотных летательных аппаратов Predator и Reaper — все выглядит вполне однозначно. Это эвентуальные средства доставки оружия массового уничтожения, которые «со всей очевидностью подпадают под содержащееся в договоре РСМД определение крылатых ракет наземного базирования». На вооружении США и их союзников немногим менее тысячи таких систем. Правда, сами американцы говорят, что в отличие от ракет ударные беспилотники предназначены для многократного применения, что, дескать, предполагает их возвращение к оператору после выполнения миссии. Но никаких исключений на этот счет в договоре РСМД нет, а значит, ни духу, ни тем более букве этого документа они не соответствуют. Заметим, что в России нет на вооружении ударных беспилотников, а разработки таких аппаратов хоть и ведутся, но по техническим характеристикам они значительно отличаются от американских.
Все эти нюансы и претензии США и России необходимо обсуждать в рамках Специальной комиссии по контролю (СКК) за исполнением договора РСМД. Но по факту этот орган не используется для решения противоречий, а все его заседания заканчиваются лишь взаимными обвинениями сторон. Конечно, соглашение по РСМД, несмотря на свою исключительную важность, уже не в полной мере соответствует нынешним военно-политическим реалиям, а в части терминологии откровенно устарело. Однако это не повод от него отказываться. Наоборот, сейчас самое время заняться поисками компромиссов. Проблема в том, что в американской политической и военной элите прочно укоренилось мнение, что договор РСМД больше нужен России, чем США, а раз так, то и Вашингтон при торговле с Москвой на этот счет «должен действовать с позиции силы». Это мнение не раз высказывал глава Пентагона Джеймс Мэттис, его, очевидно, в определенной мере разделяет и Дональд Трамп. Напомним, что в первые дни после своего избрания американский лидер прямо заявил, что «может заключить хорошую ядерную сделку с Москвой», подразумевая под этим новое сокращение стратегических наступательных вооружений в обмен на снятие или смягчение санкций. И для этого вроде бы есть неплохой повод. Уже в самом начале февраля 2021 года заканчивается действие договора СНВ-3, согласно которому у каждой из стран должно остаться не более 1550 ядерных боезарядов на 700 носителях. Теоретически этот договор можно автоматически продлить на пять лет при обоюдном согласии, а можно и заключить новый. Если ничего этого сделано не будет, то он просто прекратит действовать, а заложенные в нем ограничения можно будет спокойно нарушать. По дипломатическим каналам США дали нам понять, что в новом договоре хорошо бы снизить планку примерно на треть — до 1000 боезарядов и до 500 носителей. Но нас это категорически не устраивает. Дело в том, что в СНВ-3 четко зафиксирована взаимосвязь между наступательными и оборонительными стратегическими вооружениями. Более того, в преамбуле договора сказано, что последние не подрывают жизнеспособность и эффективность первых. Но на деле все получается с точностью до наоборот. Не секрет, что развертывание американцами системы ПРО, в том числе в Европе, уже прямо угрожает стратегическим ядерным силам России. А проще говоря, нивелирует их боевой потенциал. Как заявил представитель Минобороны России генерал Александр Емельянов, сейчас у США более 30 зенитных управляемых противоракет GBI (в шахтах на Аляске и в Калифорнии), 130 противоракет Standard Missile 3 и 150 комплексов ПРО. Из них 60 развернуты в Европе, а еще около 90 находятся в составе Азиатско-Тихоокеанского регионального сегмента ПРО. Но уже к 2022 году на вооружении США будет более тысячи противоракет (с учетом размещенных на кораблях), а в перспективе их число превысит количество всех российских ядерных боеголовок, считают в Минобороны России. Но это еще не всё. Американские противоракеты постоянно совершенствуются. Если Standard Missile 3, которые установлены в Румынии, могут поражать цели на конечном участке траектории полета, то их более совершенные версии Block IIA и IIB способны перехватывать МБР на среднем и на восходящем участках полета. То есть до момента разведения боевых блоков, а в отдельных случаях практически сразу после старта. «Мы даже знаем, в каком примерно году американцы получат новую ракету. Дальность у нее будет уже не пятьсот километров, а тысяча. А потом и больше. И с этого момента они начнут угрожать нашему ядерному потенциалу. Мы по годам знаем, что будет происходить. И они знают, что мы знаем», — заявил Владимир Путин. По словам российского президента, такая «стратегия США на дипломатическом языке носит, безусловно, наступательный характер, а если переходить на военный язык, то, безусловно, агрессивный». Таким образом, очевидно, что ни о каком новом договоре для замены СНВ-3 не может быть и речи, пока американцы не возьмут на себя юридические обязательства по прекращению развертывания элементов системы ПРО. Но это уже неприемлемо для самих США, которые так или иначе закладывают в ПРО существенный ударный потенциал. Простая замена в пусковых установках Mk 41 всех ракет Standard Missile 3 на Tomahawk, в том числе с ядерными боеголовками, в корне может изменить расстановку сил практически на любом театре военных действий. Американцы это прекрасно понимают, но никогда не откажутся от такой опции. А значит, договор РСМД так или иначе будет ими нарушаться. Тем более что у США для этого есть еще одна очень веская причина — резко усилившийся Китай.
Новый хозяин Тихого океана
Не секрет, что уже несколько лет практически все военное строительство в США и Китае ведется исключительно друг против друга. При этом Пекин официально провозгласил цель к 2050 году сделать свою армию сильнейшей в мире. В этом, конечно, есть определенная доля политической риторики, но она имеет важное значение для всех стран Юго-Восточной Азии, поэтому ее нельзя сбрасывать со счетов. Новая стратегия ЦК КПК призвана убедить мир в том, что ментально китайцы безвозвратно оправились от «столетия унижения» и вот-вот превратятся в самую могущественную страну мира, причем не только в экономическом плане, но и в военном. То, что это не пустые слова, Китай впервые убедительно продемонстрировал в 2013 году, установив полный военный контроль над Парасельскими островами и архипелагом Спратли в Южно-Китайском море. Принадлежность этих островов, отмелей и скал (суммарной площадью порядка 15 кв. км) у Китая оспаривают Вьетнам, Филиппины, Малайзия и даже крохотный Бруней. Но в отличие от этих стран для КНР они имеют стратегическое значение. Например, архипелаг Спратли находится всего в паре сотен километров от выхода из Малаккского пролива в Южно-Китайское море. Заметим, что сам пролив — это самый короткий морской путь для торгового флота КНР в Индийский океан и далее в Персидский залив. На него приходится примерно две трети всей китайской торговли и примерно 70% импорта нефти в КНР. В случае военного конфликта, например с США, американский флот мог легко заблокировать Малаккский пролив, в результате чего экономика КНР через три месяца начала бы испытывать гигантские трудности. Чтобы исключить даже теоретическую возможность такого сценария, Китай провел масштабные гидротехнические и строительные работы по созданию искусственных островов, а также расширению и освоению этих территорий. Буквально за три года на архипелаге Спратли и на Парасельских островах были построены как минимум три военных аэродрома с полноценными взлетно-посадочными полосами, несколько причалов для кораблей ближней и средней океанской зоны, две радиолокационные станции, а также установлены комплексы ПВО дальнего действия и даже противокорабельные ракеты. При этом площадь островов увеличилась чуть ли не на треть (точнее подсчитать невозможно, так как некоторые из них являются отмелями и скрываются под водой во время приливов). Такие действия Китая очень напоминают советскую стратегию по созданию защищенных районов (у американцев они называется районами запрета доступа), она очень эффективна на практике. Например, многократные попытки американских военных кораблей вторгнуться в территориальные воды Китая у пресловутых островов с треском провалились — после предупреждения корабли ВМС США вынуждены были изменить курс. То же касается и воздушного пространства. Так, американский самолет морской разведки P-8 Poseidon был принужден к посадке на китайский аэродром силами ВВС НАОК, но впоследствии, правда, возвращен американцам. Заметим, что КНР объявила территориальные воды вокруг островов своими на 12 миль. Кроме того, китайцы сообщили, что распространяют на них и правила о 200-мильной исключительной экономической зоне своего государства. Проще говоря, Китай запретил другим государствам вести там коммерческую деятельность без своего разрешения и установил полный запрет на проход иностранных военных кораблей в 12-мильной зоне. Это очень спорное решение с точки зрения международного права, так как, согласно Конвенции ООН по морскому праву, всякие скалы, рифы и даже насыпные острова не дают государству права считать прибрежные воды вокруг них своими. Это, кстати, подтвердил два года назад и Гаагский арбитраж, рассматривавший иск Филиппин к Китаю. Правда, вопросов суверенитета над территориями он не касался. Тем не менее США публично заявили, что не признают прав Китая на спорные острова и в любом случае обеспечат свободу судоходства в Южно-Китайском море. Проблема, однако, в том, что сами США к Конвенции по морскому праву не присоединились и ссылаться на нее в спорах не могут. В любом случае никакие действия в этом регионе США против Китая предпринимать не стали. И понятно почему. Во-первых, к власти на Филиппинах недавно пришел новый президент Родриго Дутерте, который стал проводить сбалансированную внешнюю политику, в целом лояльную Китаю. В результате США фактически потеряли своего единственного военного союзника в Южной Азии. Во-вторых, ВМС Китая в регионе насчитывают уже более 300 кораблей и подлодок — это заметно больше, чем у американцев. Кроме того, Китай принял решение в четыре раза увеличить численность морской пехоты, до 100 тыс. человек — как раз для возможной десантной операции для обороны островов. А в-третьих, за последние несколько лет КНР разработала и приняла на вооружение сразу несколько типов новых баллистических и крылатых ракет средней дальности. Причем одна из них, Dong Feng-26, является первой в мире баллистической противокорабельной ракетой наземного базирования такого класса с дальностью поражения до 4500 км. Иными словами, она может уничтожать любые цели на острове Гуам в Тихом океане и на базе Диего-Гарсия на атолле Чагос в Индийском океане.
По словам старшего научного сотрудника НИУ ВШЭ Василия Кашина, сейчас в НОАК есть как минимум три ракетные бригады (в каждой может быть более десяти пусковых установок), оснащенные Dong Feng-26, но китайцы легко могут увеличить их количество до десяти и даже больше. Заметим, что попадание одной Dong Feng-26 гарантирует уничтожение боевого корабля дедвейтом до 80 тыс. тонн. А ведь помимо этой у НОАК есть и другие ракеты средней дальности — Dong Feng-21, а также меньшей дальности — Dong Feng15/16. Этими средствами НОАК может простреливать чуть ли не всю среднюю океанскую зону вокруг своих границ. По подсчетам «Эксперта», всего на вооружении Китая находится более 2300 баллистических и крылатых ракет наземного базирования с дальностью полета до 5500 км. Это самый крупный арсенал такого оружия в мире. И он не дает покоя США. Командующий Тихоокеанским флотом этой страны адмирал Гарри Гаррис прямо заявил, что его «беспокоят реваншистские традиции в КНР». «Я встревожен этим, и думаю, что это дестабилизирует регион. Из-за действий Китая, связанных с морями, напряженность здесь достигла самого высокого уровня за последние тридцать лет», — сообщил адмирал. Эмоции Гарриса понять можно. Еще несколько лет назад эксперты из Военно-морского института США указывали, что одна ракета типа Dong Feng-21 с маневрирующими боеголовками запросто может уничтожить американский авианосец фактически в любой точке западной акватории Тихого океана. А при массированной атаке ракетами такого типа даже две авианосные группы США окажутся беззащитными. У них просто не хватит противоракет Standard Missile 3, чтобы сбить все китайские боевые блоки. Более того, американские противоракеты необходимо будет запустить чуть ли не одновременно с китайскими, чтобы они показали хоть какую-то эффективность. «Американские авианосцы больше нельзя рассматривать как проекцию силы в Южно-Китайском море, они таковыми уже не являются», — говорится в последнем докладе Конгрессу о военной мощи КНР.
Все против всех
При таком раскладе адмиралу Гаррису ничего не оставалось делать, кроме как публично предложить пересмотреть положения договора РСМД из-за растущей военной мощи Китая. Это произошло на конференции в Джакарте весной прошлого года. А уже в конце того же года специальный помощник президента США Кристофер Форд, который в скором времени станет заместителем госсекретаря, высказал мнение о необходимости заключения многоформатного соглашения по РСМД, которое подпишут все страны, имеющие ракеты средней и меньшей дальности. Заметим, что примерно такую же инициативу Владимир Путин предлагал рассмотреть еще в 2007 году. Но дальше обсуждений дело продвинуть не удалось. А все потому, что ракеты средней и меньшей дальности для всех стран, которые ими владеют, являются стратегическими вооружениями.
Например, Индия при их помощи сдерживает не только Пакистан, но и Китай. Буквально полгода назад межу Пекином и Дели произошел очень серьезный пограничный конфликт из-за намерения китайцев проложить шоссе через спорное плато Доклам. На него претендуют Китай и Бутан (у последнего нет дипломатических отношений с Пекином, поэтому его интересы представляет Индия). Шоссе должно было соединить китайский населенный пункт Чомо со столицей Тибета Лхасой. Но его почему-то начали строить китайские военные инженеры, причем совсем в другую сторону — к месту схождения границ Индии, Китая и Бутана. Это сразу же вызвало бурю негодования в Дели, который не признает суверенитет Китая над всем Тибетом. Индия отправила к границе порядка трех тысяч солдат. В ответ на это министр иностранных дел Китая Ван И заявил, что Индия должна «прилично себя вести и смиренно отступить». А официальная газета НОАК опубликовала редакционную статью, в которой говорилось, что «скорее скала сдвинется с места, чем китайские военные уйдут со своих позиций». В этой же статье Пекин прямо намекал Дели на военный конфликт 1962 года в Кашмире, когда китайская армия установила контроль над 20% территории этого бывшего гималайского княжества. Более того, Пекин полон уверенности, что Индия спит и видит, чтобы Бутан вошел в ее состав на правах штата, как это произошло с соседним княжеством Сикким в 1975 году. Заметим, что такой исход крайне важен не только для политического руководства Индии, но и для стратегической безопасности этой страны. Индии во что бы то ни стало необходимо сохранить контроль, пусть и косвенный, над плато Доклам, так как он прямо примыкает к коридору Силигури. Это очень узкий участок индийской территории шириной всего 20 км между Непалом и Бангладеш, который связывает основную территорию Индии с семью ее северо-восточными штатами (некоторые из них христианские). Его еще называют «куриное горлышко». Как полагают индийские аналитики, в случае военного конфликта с Пекином НОАК просто перекроет этот коридор, в результате чего территориальная целостность Индии окажется под вопросом. В официальном же Дели уверены, что Китай так или иначе стремится воспользоваться этой ситуацией и уже давно к ней готовится. Не случайно многие индийцы полагают, что свержение короля в соседнем Непале и последующее превращение этого гималайского государства в федеративную республику устроили маоисты, поддерживаемые КПК. Как бы там ни было, конфликт на плато Доклам на этот раз удалось погасить благодаря политической воле премьер-министра Индии Нарендры Моди и председателя КНР Си Цзиньпина. Хотя в Дели уже вовсю раздавались голоса о необходимости провести в целях демонстрации своей военной мощи тестовый запуск новой баллистической ракеты Agni-5, которую приняли на вооружение всего три года назад. Сами индийцы считают ее ракетой средней дальности, но на самом деле она может преодолевать расстояние до 8000 км, то есть является межконтинентальной и способна с юга Индии поражать любые цели на территории КНР.
Не менее серьезны конфликты Ирана с Саудовской Аравией и Израилем. Тегеран за последние пять лет создал на основе северокорейских технологий сразу три новые баллистические ракеты средней дальности, последнюю из которых — Khorramshahr — успешно испытал в прошлом году. Эта ракета имеет дальность примерно в 3000 км, массу боеголовки до двух тонн и может эффективно поражать любые цели на территории Саудовской Аравии, включая ее порты. Более того, по некоторым данным, Тегеран осуществляет ограниченные поставки баллистических ракет предыдущего поколения воюющему Йемену. Во всяком случае, хуситам удалось как минимум дважды запустить баллистические ракеты из своей страны по Эр-Рияду, правда, в цель они не попали, хотя и преодолели почти тысячу километров. Что же касается Израиля, то он уже давно обладает ракетами наземного базирования средней дальности Jericho II и Jericho III, способными поражать цели не только в Саудовской Аравии и Иране, но и в Пакистане. Более того, несколько лет назад израильтяне испытали новую модификацию двигателя для Jericho III, в результате чего эта ракета, по данным Конгресса США, теперь имеет дальность более 10 тыс. км.
Наконец, есть Северная Корея, которая располагает на данный момент самой развитой промышленностью по созданию ракет средней и меньшей дальности после Китая, Индии и Израиля. Пхеньян стал не только технологическим донором для создания этого типа вооружений для таких стран, как Иран и Пакистан, но и поставщиком готовых изделий в Саудовскую Аравию и ОАЭ. При этом КНДР демонстрирует невиданные успехи как в повышении точности своих новых разработок, так и в увеличении дальности поражения целей. Если еще пять-шесть лет назад круговое вероятное отклонение от цели у северокорейских ракет зачастую превышало 5–10 км, то теперь этот показатель снизился примерно до 0,5–1,5 км. Сейчас северные корейцы, по-видимому, уже держат на прицеле все ключевые объекты на территории Японии, включая американские базы на острове Окинава, и продолжают совершенствовать свою новую разработку — межконтинентальную ракету Hwasong 15, способную наносить удары по континентальной части США.
Поверить, что все эти государства согласятся не то что на ликвидацию, а хотя бы на обсуждение ограничения своих ракетных программ, невозможно. Поэтому и многосторонний формат нового договора РСМД выглядит нежизнеспособным. Это означает только одно: в случае юридического выхода американцев из этого соглашения весь мир ждет новая гонка вооружений, причем намного более опасная, чем тридцать лет назад. Она, собственно, уже началась. Так, Южная Корея при согласии США начала разработку новых баллистических и крылатых ракет с дальностью более 500 км. То же самое скоро сделает и Тайвань. Эта страна еще несколько лет назад пыталась создать ракету средней дальности Tien Ma. В 2005 году на Тайване приняли решение создать и развернуть группировку из 120 ракет с дальностью полета около тысячи километров, но потом свои планы вроде как свернули, поддавшись на уговоры американцев. Сейчас их в США уговаривать уже никто не будет. А за Южной Кореей и Тайванем неизбежно последует Япония, планомерно трансформирующая свои Силы самообороны в полноценную армию. Более того, есть все основания полагать, что результаты начатой американцами научно-исследовательской работы по созданию новой ракеты средней дальности так или иначе окажутся в руках японцев, южных корейцев и тайваньцев.
Впрочем, нельзя исключать и того, что США не только официально выйдут из договора РСМД, но и начнут развертывание пока еще запрещенных ракет в Европе, а также в Японии, Южной Корее и на Тайване. Владимир Путин уже прямо предупредил, что если это произойдет, «с нашей стороны ответ будет мгновенным и зеркальным». Во-первых, Россия, скорее всего, резко нарастит производство «Искандеров» и действительно создаст полноценную версию крылатой ракеты «Калибр» наземного базирования для поражения установок Mk 41 в Румынии и Польше. А во-вторых, переделает крылатые ракеты сверхбольшой дальности Х-101 (или Х-102 с ядерной боеголовкой) и развернет их на мобильных пусковых установках в количестве до 700 единиц. Это позволит создать адекватную угрозу территории самих США, а не только базам их сателлитов в Европе. Ну а мир тем временем окажется на грани полномасштабного военного конфликта с трудно предсказуемыми последствиями.