Что-то странное произошло с латвийской банковской системой на прошлой неделе. На защиту банковского сектора Латвии встало даже министерство обороны страны, не прибегая, правда, к военным действиям. Оборонное ведомство заявило: на Латвию организована широкомасштабная информационная атака, чтобы опорочить образ страны в глазах Запада и подорвать доверие общественности к государству. Так латвийские военные отреагировали на информационное сопровождение ареста сотрудниками Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией президента Национального банка Латвии Илмарса Римшевичса, которого обвиняют в вымогательстве взятки. После допроса руководитель Банка Латвии был отпущен под залог в 100 тыс. евро и отстранен от управления нацбанком.
Латвийский Norvik Banka (занимает восьмое место в Латвии по объему активов и первое по количеству филиалов) еще несколько месяцев назад подал международный иск, в котором утверждалось, что латвийский высокопоставленный чиновник требовал от него ежемесячных выплат в размере 100 тыс. евро, угрожая в противном случае препятствовать работе банка. Председатель правления Norvik Banka Оливер Брамуэлл и крупнейший акционер банка гражданин Великобритании Григорий Гусельников подтвердили, что именно президент Национального банка Латвии с 2015 года неоднократно вымогал у них дань.
В марте прошлого года Norvik Banka подписал соглашение об участии в инвестиционном консорциуме по приобретению украинского подразделения российского Сбербанка. Мажоритарным акционером нового консорциума выступал гражданин Великобритании Саид Гуцериев (сын владельца нефтяной компании «Русснефть» Михаила Гуцериева). Санкции в отношении пяти «дочек» российских банков, в том числе Сбербанка, были введены указом президента Украины Петра Порошенко в марте 2017 года и запрещали вывод средств, заработанных банками на территории Украины. Продажа банка нероссийскому юрлицу должна была помочь решить эту проблему. В апреле 2017 года Norvik Banka вышел из консорциума потенциальных покупателей, и сделка по приобретению украинской «дочки» Сбербанка не состоялась.
Григорий Гусельников, которому принадлежат 83,63% акций Norvik Banka, с 2001 по 2010 год работал в Бинбанке, став в 2008 году его президентом. Российским телезрителям он знаком как участник телепередачи «Что? Где? Когда?» и «хранитель традиций» клуба. Гусельников, защищая в телеигре профессиональную честь банковского сообщества, даже вступил в спор с афоризмом Марка Твена «Банкир — это человек, одалживающий вам зонтик, когда ярко светит солнце, и отбирающий его в тот самый момент, когда начинается дождь», доказывая, что дело обстоит с точностью наоборот.
Впрочем, обвинение в вымогательстве взятки может быть только «благовидным предлогом» для отстранения от должности главы Банка Латвии Илмарса Римшевичса. Чуть ранее департамент казначейства США по предотвращению финансовых преступлений FinCEN заявил, что третий по величине банк Латвии ABLV Bank финансировал оружейную программу Северной Кореи, отмывал деньги из России и Украины и подкупал латвийских чиновников. Естественно, подкупать банк мог только надзорные органы, то есть все то же руководство Национального банка Латвии.
Арест Илмарса Римшевичса, члена совета Европейского центрального банка, который с 1992 года входил в правление Банка Латвии, а в 2001-м стал его президентом — действительно огромный удар по имиджу страны. Но попытка американцев выставить банковский сектор Латвии в виде отмывочной конторы для финансирования ядерной программы КНДР еще неприятнее и не нашла понимания даже у терпеливых латышей. Министр финансов Латвии Дана Рейзнице-Озола заявила, что эти сведения необходимо проверять, так как американских чиновников могли ввести в заблуждение или у них была неполная информация. Американское информагентство Associated Press опубликовало статью, в которой подсчитывались поездки Илмарса Римшевичса в Россию, и фотографию главы ЦБ Латвии в окружении людей, якобы имеющих отношение к российскому оборонному комплексу. Намек, сделанный из США, предельно прозрачен: если Латвия не хочет дальнейших проблем, ей следует воздержаться от финансовых операций, связанных с российскими деньгами.
ABLV Bank, которому США пригрозили введением санкций, столкнулся с оттоком средств в сумме 600 млн евро, после чего банк приостановил платежи. ЦБ Латвии предоставил ABLV Bank кредит в размере 97,5 млн евро, чего явно недостаточно для стабилизации работы (по информации из различных источников, банк просил у латвийского ЦБ от 450 млн до миллиарда евро). Еще более катастрофическим сценарием для банковского сектора Латвии выглядит «эффект домино» — если вкладчики других банков решат массово выводить свои деньги. Министр экономики Латвии Арвил Ашераденс сообщил, что в конце февраля в республику прибудут американские эксперты, которые на месте «разъяснят, что это за нарушения и что следует делать дальше».
Латвия оказалась между молотом и наковальней: с одной стороны, ей угрожают американские санкции, с другой — ей совсем не хочется лишаться доходов из-за прекращения обслуживание российских клиентов. Пока, судя по заявлениям министра финансов и министерства обороны Латвии, республика готовится дать достойный отпор десанту американского Минфина.