Саммит глав государств Центральной Азии, первый за полтора десятка лет, стал бенефисом президента Узбекистана Шавката Мирзиёева — именно благодаря его усилиям соседи преодолели взаимные претензии и недоверие и в середине февраля собрались в Астане. Большинство среднеазиатских государств (за исключением Туркмении) входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Но в этих организациях тон задают Китай и Россия с интересами, выходящими далеко за пределы региона. А Казахстану, Киргизии, Таджикистану, Туркмении и Узбекистану необходимо срочно решать проблемы наркотрафика, нарастающего исламского экстремизма и международного терроризма, демаркации границ, распределения остродефицитных водных ресурсов, избытка трудовых ресурсов.
Мирзиёев сумел в кратчайшие сроки наладить отношения с соседними государствами, казалось, необратимо испорченные его предшественником Исламом Каримовым. Первый президент Узбекистана, правивший страной четверть века, скончался в начале сентября 2016 года и оставил преемнику непростое наследство. Каримов не скрывал своего крайне негативного отношения к Борису Ельцину, которого публично именовал «старым алкоголиком», жестко отзывался о многих его действиях. А Россию в целом клял за «имперскую политику» и «оставшуюся идеологию старшего брата». Каримов категорически противился всем интеграционным инициативам. Был причастен к созданию ОДКБ, но дважды приостанавливал членство в этой организации. Категорически отвергал возможность присоединения к ЕАЭС. Единственное межгосударственное объединение, куда удалось втянуть каримовский Узбекистан (причем не России, а Китаю) — ШОС.
Шавкат Мирзиёев взял вектор на улучшение добрососедских отношений, с Россией в том числе. Одновременно новый президент за год правления успел провести знаковые «перестроечные» реформы в самом Узбекистане, которые со стороны очень напоминают преобразования Михаила Горбачева. Это вызывает опасения: не повторит ли Мирзиёев позднесоветских ошибок?
Оттепель Мирзиёева
Реформаторские инициативы Шавката Мирзиёева наблюдатели охарактеризовали, как либерализацию, перестройку, оттепель. Правда, о системности нововведений пока говорить не приходится. Но цель ясна: идет поиск подходящей модели капитализма. Идти по пути шоковой терапии в Узбекистане не рискуют, стремясь сохранить относительную стабильность в бедной густонаселенной стране с взрывоопасным, преимущественно безработным молодым населением.
Предпринимателям разрешили оставлять у себя валютную выручку. Сняли ограничения на использование транспорта. Началось сокращение хлопковых посевов. Освободившиеся земли отдаются под продовольственные культуры. Крупный и средний бизнес, используя открывшуюся возможность, спешно скупает огромные площади под посевные. Правда, земля продается не во владение, а в пользование, но с возможностью передачи по наследству. И отбирается в случаях, если надел не засеян.
Очевидно, после того как бывшие фермеры «проедят» деньги, полученные от продажи своей земли, они образуют новую для Узбекистана группу — рабочих на селе без собственности. Социальные последствия легко предсказуемы. Тем более что прекратилась индексация зарплаты, которая при Каримове делалась дважды в год: бюджету не хватает средств на объявленные реформаторские проекты.
Отпустили из заключения некоторых оппонентов режима. Пресса начала мягко критиковать власть, но не выше районного уровня и с предварительной консультацией — кто стоит за критикуемым чиновником и чей он родственник. Можно свободнее говорить на ранее запретные темы, хотя о «хлопковом рабстве», высокой смертности при сборе хлопка и о работе людей в погонах по-прежнему говорят шепотом. Возвратились BBC и радио RFE/RL («Озодлик»), а также правозащитники из Human Rights Watch.
Сняты с должностей более двадцати глав местных администраций и даже обсуждается вопрос о выборности хокимов (глав областей). И уж вовсе чем-то невероятным оказались созданные по инициативе Мирзиёева Народные приемные и Виртуальная приемная президента Узбекистана. За короткое время сюда обратились более полутора миллионов человек — почти пять процентов граждан республики.
Слом системы
Сам факт, что Шавкат Мирзиёев занял пост президента Узбекистана, преподносят как выдающуюся аппаратную победу, а то и почти как чудо. Но чудом было то, что Мирзиёев четырнадцать лет оставался премьер-министром при президенте Каримове, у которого на высоких должностях задерживались обычно не дольше пяти-шести лет.
Еще один непотопляемый долгожитель при власти, глава Службы национальной безопасности Рустам Иноятов претворял в жизнь каримовскую концепцию государственного строительства с уничтожением оппозиции, преследованием инакомыслящих, черными списками политзаключенных, пытками в тюрьмах… Личная заслуга Иноятова — недопущение в Узбекистане «цветной революции» в 2005 году, когда в ферганском городе Андижане местные демократы устроили беспорядки. При Иноятове установилось всевластие силовиков, беззастенчиво отбиравших бизнес и у национальных, и у иностранных инвесторов. И создавших Узбекистану на международных рынках репутацию ненадежного партнера.
Ходят упорные слухи, будто решающую роль в том, что Мирзиёев добился президентства, сыграли российские предприниматели узбекского происхождения Алишер Усманов, Искандар Махмудов и Фаттах Шодиев. Вопреки всесильному, казалось бы, Иноятову, продвигавшему другую кандидатуру. А Мирзиёев, оказавшись на заветной должности, поспешил арестовать своего первого заместителя в правительстве Рустама Азимова и министра внутренних дел Адхама Ахмадбаева. Иноятова тихо отправили в отставку.
На днях Мирзиёев подписал указ о реформировании Службы национальной безопасности, переименовании ее в Государственную службу безопасности и отправке значительной части ее сотрудников на работу в армию и милицию. По сути, ликвидирована опора режима Ислама Каримова. Вот только начатые Мирзиёевым политические и экономические реформы вкупе с нерешенными проблемами с водой, гастарбайтерами, тлеющими межнациональными конфликтами и тысячами силовиков, лишившихся статуса и прежних доходов, могут взорвать шаткую стабильность и в республике, и в регионе. Сумеет ли многоопытный Мирзиёев не допустить социального взрыва, нейтрализовать недовольство каримовских кадров — большой вопрос. И главное, на кого он сможет опереться в критический момент? Возможно, такую поддержку он получит не внутри страны, а из России.
Мигранты и ВПК
Несмотря на сложные отношения с Исламом Каримовым, Россия регулярно пыталась восстановить свои позиции в Узбекистане. Еще при Каримове проник в республику «ЛУКойл», были запущены совместные проекты в металлургии, энергетике, горнорудной отрасли. Запрещенную санкциями европейскую сельхозпродукцию замещают не только российские, но и узбекские производители. Апогеем улучшения отношений стало списание Россией долга Узбекистана на 865 млн долларов за год до смерти Каримова.
С приходом Шавката Мирзиёева российско-узбекские контакты стали налаживаться просто космическими темпами. Весной 2017 года были подписаны два важных документа — Межправительственное соглашение об организованном наборе и привлечении граждан Узбекистана для осуществления временной трудовой деятельности на территории России и Межправительственное соглашение о взаимном учреждении представительств компетентных органов в сфере миграции. В Ташкенте уже открыто представительство МВД РФ, которое будет заниматься вопросами миграции. На российском государственном портале «Работа в России» будут публиковаться вакансии российских работодателей для граждан Узбекистана, а узбеки смогут размещать там свои резюме. В Узбекистане создается сеть подготовки трудовых мигрантов к работе в РФ. Планируется расширить сеть консульских учреждений в России — в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Казани.
По официальным, явно заниженным оценкам Ташкента, переводы мигрантов составляют 3–4% ВВП страны. На заработках за пределами 32-миллионного Узбекистана находятся около трех миллионов человек. Большинство трудится в России: по данным МВД РФ, 1,7 млн граждан. С начала 2017 года прирост составил около 600 тыс. человек.
Одновременно с урегулированием проблемы с Россией Узбекистан изучает возможность организованной отправки трудовых мигрантов в Германию, Казахстан и Султанат Оман. Для страны с населением более 32 млн человек, из которых около 70% — люди не старше 30 лет, экспорт рабочей силы — это не только трудоустройство своих граждан, не только пополнение бюджета (а государство собирается взять под свой контроль финансовые потоки, поступающие от гастарбайтеров), но и способ предотвращения социальных взрывов.
Новая оборонная доктрина страны продолжает курс на неучастие узбекских военных в зарубежных операциях и неразмещение на территории страны иностранных баз. В то же время большие надежды связаны с военно-техническим сотрудничеством с РФ. Предполагается, что ВПК станет локомотивом развития всей узбекской экономики. В ноябре 2016 года в Москве министры обороны двух стран подписали договор о развитии военно-технического сотрудничества и план двустороннего сотрудничества между военными ведомствами. Согласована программа модернизации и переоснащения Вооруженных сил Узбекистана современным российским вооружением и военной техникой до 2020 года. По информации из кулуаров, Россия готова продавать вооружение по внутренним ценам в обмен на возобновление Узбекистаном участия в ОДКБ. Почему-то числится неофициальной информация, что в российских военных училищах, как и в советские времена, продолжают готовить узбекских офицеров.
Немало совместных российско-узбекских проектов и в сугубо гражданской сфере. Пятилетний контракт с «Газпромом» на ежегодную поставку четырех миллиардов кубометров газа дополнен договором о совместной геологоразведке, разработке сырьевых запасов и новых технологий при производстве газа. Узбекистан договорился с «Ростехом» о совместных проектах в производстве композиционных материалов, металлообрабатывающей и инструментальной продукции и кооперации в автомобильной промышленности.
Один из крупнейших инвестиционных проектов с российским участием — строительство Кандымского газоперерабатывающего завода, первая очередь которого уже введена в строй. Строится нефтеперерабатывающий завод в Джизаке, медно-обогатительный комплекс в Ташкентской области, модернизируется Узбекский металлургический комбинат в Бекабаде. За год с небольшим своего президентства Шавкат Мирзиёев заключил соглашения с РФ на 15,5 млрд долларов, с Китаем — на 22 млрд, с Южной Кореей — на 9 млрд долларов.
«Росатом» ведет переговоры с Ташкентом о строительстве АЭС мощностью 2,4 ГВт. Стоимость проекта — около 11 млрд долларов. Но как можно вести речь о реализации самых актуальных и амбициозных проектов при хроническом и нарастающем дефиците воды? Какая АЭС без воды?
Обезвоживание
Символом вражды между Таджикистаном и Узбекистаном многие годы было строительство ГЭС в верховьях Амударьи. Энергетические планы Душанбе бьют по режиму и объему подачи воды в Узбекистан. При Каримове Узбекистан в отместку постоянно устраивал блокаду для проходящих транзитом по территории страны грузов в Таджикистан и из него. Лидеры государств не скупились на взаимные оскорбления. Доходило и до перестрелок, минирования границ. Как следствие, более 160 жертв, и это только по официальной информации.
С приходом Мирзиёева оказалось, что можно не воевать, а договариваться. Обсудив приграничные вопросы, стороны договорились, что территория, на которой расположена Фархадская ГЭС, будет признана территорией Таджикистана, а сам гидроэнергетический объект — собственностью Узбекистана. Охрану объекта будет осуществлять таджикская сторона, а его техническим обслуживанием будет заниматься Узбекистан.
Ташкент предложил Душанбе свой газ, причем по цене ниже среднемировой. Энергетики Узбекистана объявили о подготовке своих ЛЭП для возобновления работы с энергосистемами Таджикистана и Туркмении. И о готовности вернуться в рамки единой энергетической системы Центральной Азии.
Вот только у Таджикистана воды больше не станет, да и Узбекистану газа не хватает на собственные нужды. Но если газ можно купить у России или Туркмении, то вода… Еще при советской власти был проект перенаправить пять процентов стока сибирских рек в Среднюю Азию. Экологи проект похоронили. Результат: Аральское море практически полностью высохло, Амударья и Сырдарья на грани выживания. А неудержимый рост населения и, соответственно, количества «хозяйствующих субъектов» и начатые коренные реформы в республике делают вопрос добычи воды жизненно важным.