Сразу несколько независимых южнороссийских малых нефтеперерабатывающих компаний по итогам прошлого года продемонстрировали внушительные темпы увеличения своих финансовых показателей. Рекордсменом стал кубанский холдинг ООО «КНГК-Групп» (бенефициар — Алексей Шамара, основной актив — Ильский НПЗ), нарастивший выручку сразу в 14 раз (с 4,8 до 67,9 млрд рублей; правда, на предприятии на уточнили, что прошлогодняя цифра по формальным причинам отражает итоги работы завода лишь за два месяца). ООО «Славянск Эко», еще один кубанский завод (контролируется братьями Валерием и Робертом Паранянцами), по итогам последних четырех лет оказался одним из лидеров макрорегионального рейтинга быстрорастущих компаний-«газелей» по версии журнала «Эксперт Юг».
Таких результатов южанам удалось добиться благодаря низким операционным затратам (на большинстве мини-НПЗ глубина переработки нефти существенно уступает показателям НПЗ в составе вертикально интегрированных нефтяных компаний, ВИНК), близости к экспортным портам, а также в результате получения доступа к магистральной инфраструктуре «Транснефти».
У Новошахтинского завода нефтепродуктов (НЗНП, подконтролен совладельцу агрохолдинга «Юг Руси» Сергею Кислову) сработал и дополнительный фактор: компания теперь имеет доступ к собственной сырьевой базе в Ханты-Мансийском автономном округе (Гавриковское месторождение). Все это вместе взятое позволило южным НПЗ в острой конкурентной борьбе с ВИНК застолбить за собой не менее 50% топливного рынка макрорегиона.
Однако отраслевые аналитики предупреждают: в ближайшие годы независимым игрокам не удастся удержать свои позиции, если они не начнут срочно вкладывать средства в увеличение глубины переработки сырья и налаживание выпуска светлых нефтепродуктов — бензина и керосина. Это, в свою очередь, потребует не только масштабных инвестиционных вложений, но и незаурядных маркетинговых усилий: растущую потребность рынка Юга в автобензинах и авиакеросине с лихвой покрывают мощности ВИНК, так что независимых «выскочек» никто не ждет.
Заповедник мини
Пять из двенадцати (если не считать «самовары» с мощностью переработки менее миллиона тонн сырья в год) российских независимых малых НПЗ совокупной мощностью переработки 20 млн тонн расположены в Краснодарском крае и Ростовской области (Ильский, Краснодарский, Афипский, Славянский и Новошахтинский заводы). На долю других семи российских независимых НПЗ приходится 37 с небольшим млн тонн. В совокупности дюжина крупнейших независимых, вне периметра ВИНК, заводов оттягивают на себя около 18% отраслевой суммарной мощности (310 млн тонн нефтяного сырья в год).
Основное конкурентное преимущество южан — близость к портам Азово-Черноморского бассейна и к магистральным трубопроводам «Транснефти», что обусловило и ориентированность на экспорт выпускаемой ими продукции не самых высоких переделов. Продукцию мини-НПЗ составляют темные нефтепродукты невысокой степени переработки: прямогонный бензин, судовое моторное топливо, печное топливо, дистилляты, топочный мазут. По сути, это либо печное топливо для стран с большим сегментом ЖКХ старого уклада (например, Турции), либо сырье для дальнейшей глубокой переработки на зарубежных НПЗ.
Дизельное топливо весьма востребовано и на региональном рынке, особенно в посевную и уборочную страду, а также используется для нужд не самого современного парка грузовиков таких промышленно развитых регионов, как Ростовская, Волгоградская и Астраханская области. Эта клиентская ниша имеет наибольшую поддержку региональных властей, которые таким образом могут противостоять топливному диктату ВИНК, поощряя развитие местного бизнеса. Каждый глава субъекта федерации Юга мечтает о собственном НПЗ, способном обеспечить топливом по приемлемым ценам независимые сети АЗС, аграриев в период пиковых нагрузок и социальную сферу. К примеру, экс-губернатор Ростовской области Владимир Чуб в середине 2000-х лично добивался от руководства «Транснефти» присоединения своего Новошахтинского завода нефтепродуктов к трубопроводу Суходольная — Родионовская. Кубанские власти всячески поддерживали строительство в середине текущего десятилетия мини-НПЗ «Славянск Эко».
За счет лоббистских усилий властей топливный рынок макрорегиона оказался сбалансированным — к началу десятилетия ВИНК, консолидировавшие не более 50% его опта и розницы, прекратили активную экспансию на Юг со скупкой мелких игроков и занялись модернизацией своих активов.
Со своей стороны независимые НПЗ воспользовались передышкой и выгодной рыночной конъюнктурой, начав инвестировать в наращивание мощностей для развития экспорта. Сегодня Ильский НПЗ порядка 80% своей продукции (прямогонный бензин, сернистый газойль, малосернистый мазут) отправляет за рубеж. У Афипского НПЗ этот показатель достигает 70%, что побудило предыдущее руководство завода (компания «Нефтегазиндустрия») в 2012 году заявить о намерении построить перевалочный терминал в районе Новороссийского порта и нефтепродуктовод до АНПЗ для транспортировки экспортной продукции. А НЗНП уже запустил на Дону экспортный терминал для перевалки нефтепродуктов.
«Бытующее в отрасли убеждение о непреодолимой убыточности наиболее технологически отсталых российских НПЗ, прежде всего экспортно ориентированных, и вытекающее отсюда представление о пользе их скорейшего закрытия абсолютно несостоятельны, — уверен генеральный директор исследовательской группы “Петромаркет” Иван Хомутов. — В действительности после модернизации они способны генерировать прибыль и без пошлинной субсидии, а потому вполне в состоянии вписаться в “чистый” рынок».
Дотянуться до трубы
Решающим шагом к увеличению объемов производства и повышению его рентабельности для южных НПЗ стало их подключение к транспортной системе «Транснефти». Так, за короткий срок до трубы дотянулись Новошахтинский, Ильский и Афипский заводы — у последнего сразу два ответвления от магистрального нефтепродуктопровода (МНПП): Хадыженск — Краснодар и Крымск — Краснодар мощностью по 2,5 млн тонн нефти каждое. До этого предприятия получали сырье по железной дороге, что при высоком тарифе заметно сказывалось на конкурентоспособности продукции.
В ближайшей перспективе южнороссийские мини-НПЗ смогут получить еще одно конкурентное преимущество. В апреле 2018 года введен в строй МНПП «Юг» (Волгоградский НПЗ — Тингута — Тихорецк — Новороссийск). Его трасса проходит как раз в зоне расположения Афипского, Ильского, Славянского и Краснодарского заводов. Переработчики смогут существенно сэкономить на железнодорожных затратах, если построят ответвления к трубе МНПП. При условии, конечно, что их дизтопливо будет соответствовать стандарту «Евро-5».
Как рассказал «Эксперту» совладелец «КНГК-Групп» Алексей Шамара, «в результате подключения к нефтепроводу АО “Черномортранснефть” Ильский НПЗ стал получать полтора миллиона тонн нефти из трех миллионов в год по данной трубе. Валовой выпуск продукции не изменился, а тарифная ставка прокачки нефти по трубе ниже, чем по железной дороге».
В планах руководства предприятия — расширить мощности приемо-сдаточного пункта завода и присоединиться еще к одному нефтепроводу — Тихорецк — Новороссийск-3, что позволит получать по трубе уже три миллиона тонн сырца ежегодно.
В настоящее время КНГК инвестирует 47 млрд рублей в строительство комплекса для переработки прямогонных и вторичных бензиновых фракций, позволяющих производить автомобильные бензины, соответствующие стандарту «Евро-5», а также ароматические углеводороды (сырье для нефтехимического производства). В состав комплекса к 2022 году войдут установка гидроочистки бензиновых фракций, секция фракционирования, установка изомеризации фракции С5-С6, установка каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора и газофракционирующая установка.
НЗНП также сделал упор на наращивание мощностей — но в первую очередь выпуска темных нефтепродуктов. Первоначально половину его продукции составляли мазут, СМТ и печное топливо, а в 2016-м на предприятии была запущена еще и битумная установка, позволившая нарастить общие объемы производства с 2,5 до 5 млн тонн в год. Дополнительным бонусом стало получение в 2014 году лицензии на разработку Гавриковского месторождения углеводородов в ХМАО — последнего крупного месторождения из нераспределенного фонда Минприроды России.
Региональный холдинг ООО «Славянск Эко» шел к нынешнему благосостоянию (выручка за последние годы росла «газельными» темпами: в 2015 году — 30,7 млрд рублей, в 2017-м — уже 71 млрд), широко используя административный ресурс. Будучи основным донором района, руководство холдинга сумело оперативно утрясти с местными властями проблемы с экологической общественностью и вопрос перевода земель сельхозназначения в промышленные для огромной заводской территории. Это позволило компании довольно быстро (в течение примерно трех лет) построить, получить все необходимые согласования и запустить в эксплуатацию в 2016 году НПЗ мощностью переработки три миллиона тонн. На региональном уровне лоббистские усилия предпринял Роберт Паранянц (депутат краевого законодательного собрания), поспособствовавший включению проекта строительства НПЗ в число приоритетных для кубанских властей. Со всеми преференциальными последствиями.
Ныне в состав холдинга входят 12 предприятий, занимающихся добычей и переработкой нефти, и собственная розничная сеть примерно из 80 АЗС в Краснодарском крае и Ростовской области. Компания по итогам 2017 года возглавила федеральный список «газелей», за три года нарастив выручку на 289%. Ее чистая прибыль выросла с 45 млн рублей в 2013 году до 2,051 млрд рублей в 2017-м.
«До конца 2020 года в модернизацию битумного производства Славянского НПЗ должно быть инвестировано порядка 7,7 миллиарда рублей для строительства технологических установок по первичной переработке нефти мощностью 800 тысяч тонн в год, — рассказал отраслевой эксперт Рифат Багаудинов. — Это позволит холдингу нарастить объемы и стать одним из лидеров среди независимых малых НПЗ. Однако это мало скажется на глубине переработки: предприятие по-прежнему продолжит экспортировать темные нефтепродукты: судовое топливо, мазут и нафту».
На Афипском НПЗ (с октября 2017-го контролируется группой Дмитрия Мазурова «Новый поток») эту проблему пытаются решить за счет глубокой модернизации и строительства к 2020 году установок гидрокрекинга, гидроочистки дизельного топлива, замедленного коксования и первичной переработки нефти с одновременным наращиванием объемов переработки с шести до девяти миллионов тонн в год. Новый собственник «Нового потока» консолидировал у себя сразу три малых НПЗ (Афипский, Марийский в Марий Эл и Антипинский в Тюмени, на которые в общей сложности приходится пять процентов отечественного рынка).
Предыдущий собственник и глава компании «Нефтегазиндустрия» Владимир Коган как раз вынужден был продать Афипский НПЗ по причине значительной кредиторской задолженности (на 1 января 2017 года — 65,126 млрд рублей), возникшей из-за реализации длительной программы модернизации завода. На реализацию планов «Нового потока» требуется еще как минимум 30 млрд рублей.
Эксперт компании РИКОС Диньяр Абишев полагает, что новому собственнику все же имеет смысл завершить модернизацию, вложив эту сумму. После этого годовая EBITDA предприятия будет составлять не менее 20 млрд рублей. Деньги вполне достаточные, чтобы обслуживать задолженность и в течение пяти-шести лет погасить основные долги завода. В этом случае, считает г-н Абишев, наиболее вероятно, и Сбербанк продолжит кредитовать компанию, понимая, что она вполне дееспособна. Тем более что, нарастив объемы и глубину переработки, АНПЗ станет второй после Туапсинского НПЗ (объем переработки — 12 млн тонн, принадлежит НК «Роснефть») доминантой в макрорегионе.
Опрошенные «Экспертом» аналитики уверены: экономическая ситуация у небольших перерабатывающих заводов, ориентированных на экспорт (как АНПЗ), гораздо лучше, чем у крупных. Например, они меньше пострадали от налогового маневра. «Тот же Афипский НПЗ за счет договора с “Роснефтью” закупает “легкую” сибирскую нефть, которая не требует дополнительной очистки. Вследствие этого рентабельность ее переработки значительно выше, чем у заводов, работающих на “тяжелом” поволжском сырье», — считает г-н Багаудинов.
По подсчетам специалистов компании VYGON Consulting, благодаря качественному входящему сырью средняя маржа таких компаний в мировых ценах ненамного ниже маржи крупных комплексных НПЗ (0,8 доллара против 1,6 доллара за баррель). При этом положительная маржа только стимулирует руководство подобных предприятий увеличивать переработку.
Свои конкурентные преимущества по сравнению с ВИНК есть и у АО «Краснодарский НПЗ — Краснодарэконефть» (КНПЗ, контролируется семьей Михаила Гуцериева). Предприятие уже многие годы является единственным в стране производителем стратегически важного топлива ТС-1 (повышенной плотности), используемого для заправки реактивных двигателей (12 тыс. тонн в 2017 году — в 2,8 раза больше, чем в 2016-м). И хотя этот нишевый продукт составляет незначительную долю в общем объеме производства КНПЗ (2,5 млн тонн в прошлом году), это компенсируется его высокой маржинальностью: цены — от 34 до 84 тыс. рублей за тонну в сентябре 2018 года в различных аэропортах России.
Доходы от реализации топлива должны позволить руководству завода завершить очередной этап реконструкции, доведя в 2019 году глубину переработки до 74,1%.
Глубокое синее море
Экономическая ситуация для малых и средних независимых НПЗ резко ухудшилась после 2014 года — из-за налогового маневра, снижения цен на нефть и падения курса рубля. Это крайне негативно отразилось на рентабельности переработки, а снижение курса рубля привело к резкому удорожанию инвестиционных программ, а в ряде случаев — к росту долговой нагрузки (когда кредиты на развитие НПЗ привлекались в валюте). «Анализ динамики изменения объемов перерабатываемого сырья и выпуска продукции показал, что значительного изменения количества основных нефтепродуктов, таких как бензин, авиакеросин и дизельное топливо, с 2014 года не наблюдалось, — рассказала профессор РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина Елена Чернышева. — Однако произошло существенное уменьшение количества выпускаемого в России котельного топлива. Производство мазута снизилось до 18,3 процента в 2017 году. При этом наблюдается падение загрузки предприятий, что снижает их рентабельность. На фоне уменьшения общего количества перерабатываемого сырья наблюдается увеличение объемов производства дизтоплива».
Таким образом, сегодня рынок постепенно меняет тренд в сторону роста потребности в светлых нефтепродуктых и снижения темной составляющей. Той самой, ставку на которую делали малые НПЗ.
«Ключевыми с точки зрения выживания независимых НПЗ остаются размер, глубина переработки, долговая нагрузка и региональное расположение, — сказал “Эксперту” заместитель директора группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. — С точки зрения размера для выживания НПЗ в нынешних условиях минимальный размер переработки должен достигать пять-шесть миллионов тонн в год (по сравнению с тремя — тремя с половиной миллионами в условиях до 2014 года). Глубина переработки стала критически важным параметром в связи с резким падением рентабельности производства мазута после повышения экспортных пошлин на него».
Но как раз к этому пока и не готовы большинство малых НПЗ. По признанию Алексея Шамары, глубина переработки на Ильском НПЗ вырастет только после завершения новых этапов модернизации в 2025 и 2028 годах (сегодня она составляет 59%). Окончательно же прекратить выпуск темных нефтепродуктов КНГК планирует лишь в 2029-м. У НЗНП показатель глубины переработки не превышает 65%, у КНПЗ — только стремится к 74,1%. В то время как у ВИНК она существенно выше. Так, худший из заводов «ЛУКойла», Ухтинский НПЗ, имеет глубину переработки уже сегодня 74,6%, а лучший, Пермский НПЗ, — 96,4%. Изменить ситуацию могут лишь крупные вложения в модернизацию, но сегодня доступа к дешевым ресурсам нет ни у одного из региональных игроков.
«Высокая долговая нагрузка ограничивает возможности НПЗ по привлечению новых средств, необходимых для завершения модернизации. Фактически для большинства независимых НПЗ единственной стратегией выживания является быстрое завершение модернизации с повышением глубины переработки до 90–95 процентов и расширением объемов переработки до пяти-шести миллионов тонн в год. Учитывая высокий уровень закредитованности большинства независимых НПЗ, критически важным фактором для воплощения этой стратегии является доступ к дешевым кредитным ресурсам», — считает Василий Танурков.
Маловероятно, что руководство малых НПЗ сумеет в нынешних условиях за счет собственных ресурсов отыскать на рынке один-два миллиарда долларов (минимальная стоимость реконструкции с нужной глубиной переработки). Возможно, в этом могут помочь заинтересованные региональные власти, выдав гарантии под кредиты. Но у них и без того достаточно финансовых проблем. В худшем случае переработчикам в итоге придется идти на поклон к тем же ВИНК, для которых явно не лишними будут мощности близких к портам заводов.