«Евродон» ждет антикризисного плана

Семен Доронин
22 октября 2018, 00:00

«“Евродон” — это приоритет номер один как с точки зрения размера проекта для нашего баланса, так и с точки зрения перспектив, которые мы видим у предприятия», — считает генеральный директор «ВЭБ Капитала» Сергей Пирогов

С марта нынешнего года к компании «Евродон» — второму по величине производителю индейки в стране — заявлено порядка 30 исков от подрядчиков: компания не в состоянии расплатиться по долгам. Эти же подрядчики и поставщики компании просят ВЭБ разобраться в ситуации с неплатежами «Евродона». Сама компания пострадала от летней вспышки птичьего гриппа в Ростовской области — пришлось уничтожить до 200 тыс. голов птицы и пережить ущерб в размере 160 млн рублей. Основной кредитор и акционер, Группа ВЭБ, которая уже спасала компанию от рейдерских захватов и вспышек птичьего гриппа в декабре 2016-го и весной 2017 года, готова поддерживать «Евродон» и на этот раз, однако, по информации «Эксперта», новая антикризисная программа будет реализовываться при условии получения полного операционного контроля над предприятием. О сложившейся в «Евродоне» ситуации и о важнейшем секторе национальной аграрной отрасли в интервью «Эксперту» рассказал генеральный директор инвестиционной компании Внешэкономбанка «ВЭБ Капитал» Сергей Пирогов.

 36-01.jpg ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ «ВЭБ КАПИТАЛА»
ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ «ВЭБ КАПИТАЛА»

— В СМИ появилась информация, что «Евродон» допустил дефолт и не смог внести очередной платеж по кредиту ВЭБа. При этом ряд контрагентов «Евродона» через суды добиваются возврата долгов. Что сейчас происходит в компании и какова ваша позиция?

— Давайте начнем с истории вопроса: «Евродон» — одно из старейших и крупнейших предприятий по производству индейки в стране. ВЭБ является партнером компании многие годы, мы не просто инвестировали десятки миллиардов рублей в запуск и развитие агропроизводства, мы вместе с «Евродоном», по сути, открыли для страны новую и уникальную по своим диетическим свойствам продуктовую категорию — мясо индейки.

— Говоря «вместе с «Евродоном», вы имеете в виду Вадима Ванеева?

— Безусловно, Вадим Шалвович, как основатель компании, долгие годы продвигал идею и верил, что индейка должна войти в ежедневный рацион каждого россиянина. Эту задачу и сейчас воплощают в жизнь тысячи человек, занятых на предприятии: несмотря на многие пертурбации и кризисы, эта команда остается верной «Евродону».

— Группа ВЭБ планомерно наращивает долю владения в компании, при этом финансовая ситуация на «Евродоне», несмотря на многомиллиардные инвестиции, далеко не блестящая. А контрагенты тем временем грозят банкротством, по сути, принадлежащего вам предприятия.

— Действительно, финансовая ситуация на «Евродоне» непростая. Мы знаем причины этого лучше, чем кто-либо, — на предприятии работает наша мониторинговая комиссия. Плановый возврат денежных средств «Евродон» в августе не осуществил, более того, мы не получили никаких официальных объяснений причин срыва графика платежей, предусмотренных соглашением. При этом в августе–сентябре началось массовое уничтожение птицы, доращивание которой до убоя было признано бесперспективным. Причем это происходит на фоне и без того сокращающейся численности птицы — с начала года поголовье индеек снизилось более чем вдвое, с 3100 до 1400 голов.

— Вы спокойно относитесь к этой ситуации?

— «Евродон» — это приоритет номер один как с точки зрения размера проекта для нашего баланса, так и с точки зрения перспектив, которые мы видим у предприятия. Я уже не говорю о социальной значимости — только на производстве индейки занято свыше четырех тысяч человек. Мы уверены в будущем компании и понимаем, как правильно решать ее проблемы. Индейка имеет прекрасные перспективы на рынке, потребители любят и ценят продукцию «Евродона», мы рассчитываем сохранить производство, команду уникальных специалистов, работающих на предприятии, и готовы финансировать операционные расходы.

— И параллельно ищете инвестора на свой пакет, если верить публикациям, вводите мониторинговые комиссии и вынашиваете идею замены менеджмента.

— Отвечу по порядку. «ВЭБ Капитал», будучи инвестиционной компанией Внешэкономбанка, отвечает за проекты по реструктуризации, развитию и реализации активов Группы ВЭБ, за вопросы приватизации федеральной собственности, а также работает над повышением эффективности управления непрофильными активами. Это означает, что при наличии профильного инвестора и финансовой модели мы всегда рассматриваем возможность заключения сделок по активам, находящимся под нашим управлением. В этом суть работы любой инвестиционной компании, и «Евродон» не исключение.

До прошлого года мы во многом полагались на аналитику и отчеты менеджмента предприятия. Однако в 2017 году Группа ВЭБ совместно с «Евродоном» выработала механизм более качественного кредитного мониторинга по активу. Многомиллиардные инвестиции в проект подразумевают контроль со стороны Группы ВЭБ, поэтому была сформирована и приступила к работе мониторинговая комиссия в составе двенадцати человек, главной задачей которой стало информирование о текущей ситуации на «Евродоне». В комиссии работают финансисты, эксперты по коммерции, юристы, ветеринары, технологи. Комиссия не участвует в оперативном руководстве предприятием и не задействована в принятии или согласовании каких-либо решений, принимаемых менеджментом «Евродона»: задача комиссии не только в мониторинге, хотя нам действительно важно иметь объективную картину, но и в том, чтобы принятые нами в ее состав высококлассные специалисты могли при необходимости помогать «Евродону» по всем вопросам, связанным с производством и реализацией продукции.

Уже весной нынешнего года благодаря информации от наших специалистов мы увидели, что ситуация на предприятии продолжает ухудшаться. Мы проинформировали об этом руководство «Евродона» и предложили разработать четкую «дорожную карту» по решению всех проблем — с кормами, с ценообразованием на реализуемую продукцию, с урегулированием просроченной задолженности. В ответ мы получили заверения, что предприятие работает нормально, однако практически сразу «Евродон» обратился за стабилизационным кредитом. То есть стало понятно, что и те обязательства, реструктуризацию которых на льготных условиях Группа ВЭБ провела для компании в 2017 году, «Евродон» выполнять не может.

— Как выглядит объективная картина? Если верить Вадиму Ванееву, то «Евродону» по силам и кредиты платить, и производство наращивать.

— Выводы мониторинговой комиссии, к сожалению, явно отличаются от отчетов, которые мы получаем от текущего менеджмента «Евродона». Наша комиссия выявила, что все принимаемые в ГК «Евродон» управленческие решения, включая продажи контрагентам, строительство производственных объектов, разработку продуктовых линеек, практически не проверялись на экономическую целесообразность. Бюджетный процесс на предприятии носит ситуативный характер с горизонтом планирования в один, максимум два-три месяца. Коммерческий отдел «Евродона» работает неэффективно: ориентация на оптовый сегмент и продажи дистрибуторам привели к опережающему росту себестоимости над выручкой — на 30–40 процентов в отдельные месяцы. То есть предприятие фактически реализует продукцию существенно ниже себестоимости, притом что в отсутствие утвержденной стратегии продаж на 2018 год предприятие вообще не смогло выстроить полноценную работу с торговыми сетями и утвердить бюджет на год. В этом отчасти повинен и низкий уровень кадровой политики: в течение 2017 года сменилось четыре руководителя отдела продаж.

Наблюдается несогласованность действий между коммерческой и производственной дирекциями. Так, быстрый запуск предприятия и денежные ресурсы Группы ВЭБ позволили выйти на рекордные объемы производства мяса (до 140 тысяч тонн в годовом выражении), однако коммерческая дирекция не успевала их реализовывать, что привело к резкому снижению цен отгрузок и, соответственно, к накоплению сверхнормативных остатков. При этом производственные мощности предприятия не позволяли хранить весь объем производимой продукции, мясо попросту портилось и пропадало. Сегодня же мы наблюдаем обратную ситуацию, когда снижение объема производства может вызвать риски предъявления штрафных неустоек со стороны сетей, не получивших законтрактованные ранее объемы продукции.

— С чем связаны эти проблемы?

— Наблюдаются множественные конфликты интересов: например, одни и те же лица работали в отделе закупок ГК «Евродон» и в отделах продаж его крупнейшего поставщика кормов; строительством производственных объектов «Евродона» занимались аффилированные с бенефициаром ГК «Евродон» структуры, а их работу никто из сотрудников «Евродона» не контролировал. Себестоимость продукции предприятия выше, чем цена реализации, при этом наши рекомендации по стратегии построения эффективных продаж и снижению издержек не всегда учитываются. О сложностях в управлении «Евродоном» недавно упоминал и глава Министерства сельского хозяйства Дмитрий Патрушев.

«Евродон» — одно из крупнейших агропромышленных предприятий страны, мы заинтересованы в том, чтобы компания эффективно развивалась и работала на рынке. В развитие компании инвестированы колоссальные ресурсы — сегодня объем кредиторской задолженности «Евродона» перед Группой ВЭБ превышает 37 миллиардов рублей. Ситуация, когда предприятие работает неэффективно, невыгодна ни рынку, ни кредиторам, и если ничего не предпринимать, то работа по принципу «кредит — кризис на производстве — новый кредит» так и останется замкнутым кругом для компании. Новое руководство Группы ВЭБ совместно с Министерством сельского хозяйства работает над выводом предприятия из кризиса, вырабатывается лучшее решение для того, чтобы предприятие не только не было остановлено, но и получило дополнительное развитие. При этом все шаги Группы ВЭБ осуществляются строго в рамках взаимоотношений кредитор — заемщик и кредитного соглашения, которое было заключено в 2017 году.

— «Евродон» может жить без внешних источников финансирования?

— Еще в декабре 2017 года ГК «Евродон» практически полностью выбрал стабилизационный кредит ВЭБ на 2,6 миллиарда рублей, но так и не достиг безубыточности. Финансовая ситуация на предприятии становится все более критической: просроченная задолженность по коммунальным услугам, налогам и заработной плате составляет сотни миллионов рублей (на производственных площадках имеются факты забастовок сотрудников в связи с невыплатой зарплаты). В августе 2018 года не погашены обязательства перед «ВЭБ Капиталом» в сумме 243,5 миллиона рублей. А общая сумма всех исковых требований поставщиков составляет уже более 550 миллионов рублей, поставщики подали несколько заявлений о банкротстве ООО «Евродон». В какой-то момент стало понятно, что «расшить» самостоятельно нарастающий поток проблем «Евродон» не в состоянии: по требованиям кредиторов, — а их уже более тридцати — заблокирован один из счетов ООО «Евродон», с 18 июля предприятие было частично заблокировано в информационной системе Россельхознадзора «Меркурий», а без электронной сертификации в этой системе предприятие не имело возможности производить отгрузки в ряд регионов Российской Федерации. Кстати, не исключаю, что эта блокировка произошла не только из-за карантинных мер в результате птичьего гриппа: ИТ-служба предприятия за целый год работы не осилила внедрение на предприятии системы электронного оформления ветеринарных сертификатов «Меркурия».

Из-за неправильного планирования и нехватки финансов снижен даже рацион питания птицы — закуплены не соответствующие требованиям к качеству корма, притом что темпы роста объемов производства не снижались. Зафиксировано отставание от плановых показателей набора веса индеек до 50 процентов. У голодной птицы понижается иммунитет, она больше подвержена риску заболеваний, так что не исключена возможность повторения эпидемий в будущем, если не вмешаться. А это недопустимо и приведет к еще большим финансовым потерям и, как следствие, к потере рыночных позиций предприятия.

Мы также видим, что миллионные судебные иски к «Евродону» от различных контрагентов истощили предприятие. Причем встречные иски «Евродона» к отдельным контрагентам остались без движения — предприятие просто… не оплатило госпошлину. К сожалению, мы понимаем, что без внешних источников финансирования выправить свои позиции оно не сможет. Даже несмотря на то, что Группа ВЭБ провела в общей сложности уже одиннадцать реструктуризаций долга «Евродона», только с мая 2018 года предприятие уже более десяти раз нарушило условия кредитного соглашения.

— Когда ВЭБ собирается вмешаться?

— Мы рассматривали разные варианты работы с «Евродоном». Проблема в том, что все рекомендации совета директоров компании и мониторинговой комиссии по повышению эффективности работы и снижению издержек до сих пор не учтены. Регулярно нарушаются ковенанты — от заключения договоров и проведения отгрузок без согласования финансового контролера до рисков невыполнения ковенанты по EBITDA в несколько сотен миллионов рублей. Но мы отвечаем за «Евродон» и не можем позволить разрушить предприятие со стратегическим продовольственным потенциалом и высокой социальной значимостью.

Новое руководство Внешэкономбанка в первую очередь нацелено на эффективность инвестиций и долгосрочное экономическое развитие России, развитие инфраструктуры, обеспечивающей рост экономики страны. При этом в соответствии с утвержденной правительством РФ новой стратегией развития ВЭБа безубыточность инвестиций — важнейший принцип, на основе которого принимается решение о вхождении ВЭБа в тот или иной проект.

В рамках новой стратегии «ВЭБ Капитал» как компания, входящая в Группу Банка развития, будет активно участвовать в проведении комплексной реструктуризации предприятия и заинтересована в том, чтобы все проводимые изменения вели к качественному развитию «Евродона» как одного из лидеров отрасли, помогали предприятию становиться более эффективным и коммерчески успешным. Наши специалисты знают ситуацию на предприятии, в полной мере обладая навыками эффективного менеджмента. Компания в ее нынешнем состоянии нуждается в квалифицированном антикризисном управлении — это требует изменений в графике обслуживания долга, предоставления дополнительного стабилизационного кредита на пополнение оборотного капитала, принятия административных и кадровых решений.