«Некоторые немцы верят правительству, многие немцы верят в Бога, и все немцы верят Бундесбанку», — шутят в Германии. Известная немецкая практичность сейчас берет вверх и в экономических отношениях с Россией. Санкции санкциями, а сотрудничество с РФ приносит германскому бизнесу много выгод, и немецкие бизнесмены, все отчетливее понимая это, после многолетнего спада наращивают деловое сотрудничество со своим восточным соседом.
Импорт и экспорт растут
Кризис и санкции нанесли серьезный удар по российско-германской торговле. Если в 2012 и в 2013 годах товарооборот между Россией и Германией достигал рекордных 80 и 75 млрд долларов соответственно, то к 2016-му он рухнул вдвое — до 39 млрд долларов. Однако за последний год экономические отношения с Германией начали возрождаться: по итогам 2017-го года объем товарооборота вырос почти на треть — до 49,4 млрд долларов, а в текущем году, согласно прогнозам, он может увеличиться еще на 30% и превысить 65 млрд долларов (см. график).
Сальдо торгового оборота сейчас перевешивает в сторону России. По данным Федеральной таможенной службы, если по итогам прошлого года импорт товаров из Германии в Россию составил 23,9 млрд долларов, то экспорт российских товаров в Германию — 25,5 млрд долларов. Российский экспорт в Германию — это в первую очередь товары сырьевой направленности: нефть, газ, уголь. Справедливости ради стоит отметить, что объемы российского экспорта в Германию растут прежде всего из-за роста мировых цен на энергоносители. Что касается типов поставляемых из Германии товаров, то, согласно статистике ФТС, это машины и оборудование, транспортные средства, продукция фармацевтической и химической промышленности, пластмасса, оптика.
Рост немецких инвестиций
Наряду с чистым импортом товаров из Германии растет и деловая активность немецкого бизнеса в РФ. Ранее неблагоприятная экономическая и политическая обстановка оказала на него болезненное влияние. По данным Российско-германской внешнеторговой палаты, за последние семь лет немецких компаний в России стало меньше на 21%: если в 2011 года их было 6300, то сейчас в Федеральной налоговой службе РФ число зарегистрированных компаний из Германии уменьшилось до 4900. При этом эта цифра продолжает снижаться: только за последний год из России ушло 270 немецких компаний.
Однако представители немецкого делового сообщества заявляют, что в последнее время немецкое присутствие в России сократилось количественно, но не качественно. «Немецкий бизнес в России продолжает удерживать позиции самого сильного и активного иностранного делового сообщества. Уменьшилось количество компаний, но не их качество. Оно, напротив, продолжает расти, — заявил в одном из своих недавних публичных выступлений Маттиас Шепп, председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты. — Практически все крупные немецкие компании остались верны российскому рынку. И даже больше: многие их них увеличили инвестиции».
О росте активности немецкого бизнеса наглядно свидетельствует информация о росте притока немецкого капитала в Россию: по данным Бундесбанка, за прошлый год общая сумма прямых инвестиций из ФРГ составила более 1,6 млрд евро, и это лучший показатель с 2010 года.
Что касается типов наиболее активных немецких компаний, то, по мнению специалистов международной консалтинговой компании KPMG, сейчас заметно развитие в России германских автомобильных компаний — Volkswagen, Daimler, BMW. В частности, концерн Volkswagen только за последние три года вложил в развитие производства на территории России около 0,5 млрд евро. «Volkswagen, Daimler, BMW — и это лишь некоторые из них — уже создали или планируют создать, независимо от краткосрочной рыночной конъюнктуры, производственные площадки, что свидетельствует об их доверии к российскому рынку, — говорит Агри Нефзат, руководитель группы по работе с немецкими компаниями KPMG в России и СНГ. — Mercedes-Benz пополнит свою международную производственную сеть новым предприятием в индустриальном парке “Есипово”. Завод будет введен в эксплуатацию в 2019 году, его общая производственная мощность составит 25 тысяч легковых автомобилей в год. В центральной части России Daimler в партнерстве с КамАЗом уже выпускает грузовую технику, а вот производство легковых автомобилей еще не налажено. В Калининградской области BMW планирует построить завод полного цикла, в который будут включены сварочные и покрасочные работы, а производитель сельскохозяйственной техники Claas будет инвестировать в локализацию производства комбайнов в Краснодаре».
Впрочем, список немецких инвесторов в России не ограничивается автоконцернами и производителями спецтехники. В фармацевтической сфере, например, компания Bionorica планирует в 2021 году начать производство своей продукции в Воронеже. В сфере производства оборудования немецкая компания Wika открыла недавно на территории Новой Москвы крупный производственный комплекс по выпуску метеорологического и прочего оборудования. Свой производственный комплекс в России недавно запустил один из крупнейших немецких производителей насосного оборудования — компания KSB. Повышают активность в России немецкие транспортные компании — в частности, Deutsche Bahn, Siemens, Gauff Rail Engineering и другие участвуют в проекте высокоскоростных железнодорожных магистралей и продолжают работу над реализацией пилотных участков ВСМ «Евразия».
Наращивается немецкое присутствие и в сфере химической промышленности. «Химическая отрасль в России развивается стремительными темпами и растет быстрее ВВП, — рассказали “Эксперту” в пресс-службе представительства немецкого химического гиганта BASF. — Российский рынок интересен для BASF в долгосрочной перспективе, в 2017 году компания продемонстрировала отличные результаты — общий объем продаж группы BASF в России и СНГ составил 1,052 миллиона евро, что на 21 процент больше, чем в 2016 году. В нашей компании сейчас, например, стремительно развивается направление строительной химии — в частности, решения BASF успешно применяются при строительстве Московского метрополитена, которое сейчас идет особенно активно. Они также используются при строительстве взлетно-посадочных полос аэропортов, например Домодедово, и в строительстве дорог (Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге). Одновременно мы определили семь новых проектов в направлении локализации нашего производства в России. Например, в этом году нам уже удалось запустить локальное производство поглотителей сероводорода для мазута и противоизносной присадки в нефтехимической отрасли. В октябре мы также планируем открыть завод по производству добавок в бетон в Краснодаре».
К другим заметным проектам можно отнести развитие завода по производству бойлеров Viessmann в Липецкой области, трансформаторный завод Siemens в Воронеже, предприятия компании Knauf: по производству стекловаты, гипсокартона и прочих строительных материалов в Московской области, Тюмени, Санкт-Петербурге, завод Ruetgers по перегонке каменноугольной смолы в Череповце, офисно-складской комплекс компании Stihl в Краснодаре и другие.
Впрочем, были в последнее время и заметные неудачи. Например, немецкая сеть бытовой электроники Media Markt в РФ столкнулась со снижением выручки, ее операционная деятельность оказалась убыточной, и компания недавно приняла решение закрыть свой российский розничный бизнес в РФ (впрочем, это не помешало Media Markt вместе с закрытием своей сети одновременно приобрести миноритарный пакет акций российской компании «M.Видео»).
Наконец, свежий тренд — развитие поставок товаров немецких предприятий в РФ не только на внутренний российский рынок. Ослабление курса рубля делает выгодным для немецкого бизнеса производить различную продукцию на территории РФ, а затем поставлять ее в ту же Германию и другие европейские страны. Например, недавно завод Volkswagen под Калугой начал поставки двигателей на предприятия концерна в Германии, российские заводы Bosch увеличивают поставки автомобильных компонентов своим европейским клиентам, с заводов Continental идут поставки автомобильных шин в страны ЕЭС. «Экспорт в Европу начал активно развиваться после девальвации рубля, — рассказывает Дмитрий Шиманов, генеральный директор исследовательской компании MAR Consult. — Постепенно осознав преимущества локального производства, многие компании стали поставлять свою продукцию на европейские рынки, как, к примеру, это делает Knauf Insulation. Сейчас все заводы компании полностью загружены благодаря экспорту в Европу. Продукт стандартного качества, произведенный в России, имеет силу немецкого бренда и себестоимость российского производства. Удивительно, но именно немцы одними из первых распознали в этом выгоду».
Курс на развитие
Германский бизнес в России настроен на дальнейшее развитие. Согласно недавнему опросу членов Российско-германской внешнеторговой палаты, 30% немецких компаний в РФ планируют осуществлять новые инвестиции в текущем году, 42% намерены взять на работу новых сотрудников, и лишь 4% опрошенных видят необходимость в сокращении штатов.
Представители немецкого бизнеса говорят, что воспринимают сейчас Россию как крупнейшую страну в Европе по численности населения с самой высокой покупательской способностью среди развивающихся стран. Немецкие бизнесмены также говорят, что в последнее время российскому правительству удалось улучшить инвестиционный климат в стране — например, по оценке Всемирного банка, Россия поднялась в рейтинге легкости ведения бизнеса, а агентство Standart & Poor’s повысило рейтинг России до уровня «позитивный». В России низкие показатели инфляции — в начале года она составляла 2,2%, это самый низкий показатель после распада СССР.
Правда, немецкие деловые круги разочаровывает скромный экономический рост России, на уровне 1-2% в год, что гораздо ниже мирового уровня. Немецкие предприниматели указывают на такие структурные проблемы российской экономики, как чрезмерная бюрократизация, колебания валютного курса, протекционизм и высокая доля государственного участия. Одновременно немецкий бизнес рассчитывает на улучшение внешнеполитической ситуации и отмену санкций, от которых он очень страдает. Согласно подсчетам, от санкций немецкий бизнес уже потерял в общей сложности более 1,5 млрд евро. «Сообщество частного бизнеса пытается донести до немецкого правительства необходимость вмешаться в политическую ситуацию и не вводить санкции, поскольку предприниматели считают российский рынок достаточно перспективным, — говорит Эдуард Хакимов, директор по развитию международной консалтинговой и инженерной компании Bilfinger Tebodin. — Мы надеемся, что в скором времени политическая и экономическая ситуация изменится и немецкие инвесторы смогут еще больше инвестировать в промышленность России».