— Как чувствует себя Henkel Bautechnik на российском рынке стройматериалов, в каких сегментах вы занимаете лидирующие позиции?
— Мы чувствуем себя уверенно, несмотря на то что на рынке сложилась непростая ситуация. В частности, сегмент сухих смесей, материалов для отделки, к которому относится наш бренд Ceresit, последние три-четыре года переживал стагнацию, а в отдельные периоды — сокращение в натуральном выражении. Но наши продажи растут: за последние десять лет рост в среднем составил более десяти процентов в год. Мы входим в тройку крупнейших игроков на рынке строительных смесей, особенно сильны в сегменте штукатурных фасадов, клеях, затирках и грунтовках.
— Марке Ceresit больше ста лет, и в России ее знают давно. Что она собой представляет сегодня?
— Марка Ceresit пришла в Россию в середине 1990-х, когда некоторые дистрибуторы стали завозить ее из Европы. А в 2002 году подразделение Henkel Bautechnik вышло на российский рынок, и благодаря грамотной стратегии, реализованной за эти годы, Ceresit стал очень заметен на рынке. Мы построили пять заводов по всей территории России и начали строить шестой — под Санкт-Петербургом. Наличие производственных площадок в регионах, оптимизация логистики позволяют нам быть ближе к клиентам и потребителям и генерировать рост продаж. Но успех Ceresit — это прежде всего доверие покупателей: люди, приобретая товар и убеждаясь в его качестве, становятся приверженцами нашего бренда. Важно и ценовое позиционирование. Большинство наших продуктов относится к среднему сегменту. В условиях большой волатильности рубля, когда часть сырья зависит от курса евро, удерживать цены на прежнем уровне довольно сложно, с этим сталкиваемся не только мы, но и другие игроки рынка. Наконец, большую роль в доверии к бренду играет техническое сопровождение продаж, консультации со стороны производителя.
— Что такое техническое сопровождение продаж?
— Это часть нашей сервисной стратегии — предоставление строителям или генподрядчикам, субподрядчикам быстрой квалифицированной технической консультативной помощи. Для этого во всех регионах страны у нас работают технические специалисты, которые могут выехать на строительную площадку и обучить людей — физически, руками показать, как правильно работать с продуктом. Это ведь только кажется простым: возьми мешок смеси, добавь воды, размешай и мажь. На самом деле есть масса нюансов и тонкостей, поэтому техническая поддержка — уникальная для рынка услуга и одно из наших конкурентных преимуществ.
— Можно ли говорить о реализации нового подхода в продажах строительных материалов?
— Цель этого масштабного проекта — стать ближе к потребителю, понять его сложности и в случае необходимости оперативно помочь в их преодолении. Я убежден, что с реализацией сервисной стратегии мы сможем добиться абсолютного уровня лояльности, которая в дальнейшем обеспечит бренду Ceresit стабильный рост и уверенные позиции на рынке в России. Мы также используем различные цифровые площадки для проведения обучения и реализации программ лояльности для профессиональных строителей. В своей коммуникации с конечным потребителем мы доносим идею, что при использовании некачественных материалов или несоблюдении технологии строительства, например при отказе от гидроизоляции, высок риск, что придется переделывать как свой ремонт, так и ремонт у соседей. Выбор всегда нужно делать только в пользу проверенных материалов, которые зарекомендовали себя на рынке.
— С какими трудностями вы сталкиваетесь при локализации производства в России?
— Локализовать производство в России сейчас не очень сложно. Локализация имеет четкие критерии: если продажи в регионе достигают определенного объема и возить продукт издалека становится все затратнее, значит, следует разместить там производство. Вопрос выбора места для производственной площадки, анализ рынка труда, подключение к сетям, инженерным коммуникациям — это уже отработанные процессы. Но есть одна серьезная сложность, которой я уже коснулся, — пресловутая зависимость от валютного курса. Наша компания проводит серьезную работу по поиску локальных партнеров и локализации производства сырьевых компонентов. Однако некоторые вещи пока невозможно найти, и мы вынуждены их покупать в Европе, Китае, еще где-либо. И если курс рубля меняется с такой скоростью, как в последние шесть месяцев, то это сложно учитывать в бюджетах.
— Почему не все разработки удается локализовать в России?
— Специалисты отдела R&D контролируют рецептуру продуктов, чтобы, к примеру, клей для плитки имел одинаковые параметры и качество во всех странах, где мы работаем, — и в России, и в Польше, и в Румынии, и на Украине. Например, для производства строительной смеси необходим песок. Его структура может отличаться от региона к региону, а это, в свою очередь, влияет на качество конечного продукта. То же относится к цементу. Наши специалисты мониторят рынок местных поставщиков, закупают сырье на пробу, проводят различные тесты и далее принимают решение о его локализации.
— Как вы оцениваете перспективы российского рынка стройматериалов?
— Я верю в наш рынок. Конечно, ему далеко до того строительного бума, который был до 2008-го, когда у нашей компании продажи росли на тридцать-сорок процентов в год. Сейчас другая ситуация. Но возьмем хотя бы такой аспект, как состояние жилого фонда России. Эти данные опубликованы, и они свидетельствуют о преобладании доли старого жилого фонда. Не случайно президент России поставил задачу строить не 80 миллионов квадратных метров жилья в год, как было в среднем в последние годы, а 120 миллионов. Да, мы понимаем, что эту задачу невозможно решить быстро в нынешних условиях, в частности из-за трудностей, связанных с подключением к сетям. Если сложатся необходимые условия для бизнеса, то строительный рост вернется. Придут новые технологии, и они появятся на каждом этапе строительства, включая отделку. Так что у нас здесь открываются серьезные перспективы.