Представленные на выставке картины Фрэнсиса Бекона, главного enfant terrible мировой живописи XX века, не предназначены для того, чтобы ими подолгу любовались, потому что вызывают шок. Пространство этих картин затягивает внутрь и там перемалывает твою душу медленными челюстями. Ротовая полость — предмет неподдельного интереса художника. В его системе ценностей это едва ли не главный орган, которым обладает человеческое тело. В нем Бэкон видит то, что может быть по-настоящему безобразным. На его картинах рот, не прикрытый ни кожей, не челюстными мышцами, формирует альтернативный пейзаж. Бэкон срывает кожный покров с человеческого тела и превращает его в разлагающуюся на наших глазах плоть. Чтобы почувствовать ее запах, нужно просто внимательно в нее всмотреться. Между тем Бэкон, по его собственным словам, всего лишь ставил перед собой задачу не повторяться, не пытаться написать человеческое тело или лицо так, как это делали до него тысячи других художников.
Люсьен Фрейд — член разветвленного семейства потомков знаменитого психиатра и на протяжении некоторого времени один из ближайших друзей Бэкона. Ему, как и Бэкону, удалось избежать попадания под обаяние абстракционизма и остаться верным фигуративной живописи. На пару с Бэконом он один из прославленных и дорогих художников XX века. Портреты, которые представлены на выставке, и в самом деле незаурядны и обладают гипнотической силой. Мы видим два женских портрета, на одном из них в руке модели — кот; женщина смотрит в сторону, кот на зрителя; на другой модель полулежит, рядом с ней спящий бультерьер, халат на женщине распахнут, ее правая грудь обнажена. О каждой из них мы не можем сказать почти ничего, настолько невыразительны лица персонажей. Они проявляются только в жестах: в том, как одна из них сдавливает шею своего кота, а вторая равнодушно поддерживает полу халата и обнаженную грудь, и в том, как лежащая рядом собака не вызывает у нее никаких эмоций.
На полотне Фрейда «Илай и Давид» мы тоже видим человека и животное. Полностью обнаженный немолодой мужчина прилег на кровать, собака лежит вместе с ним, прильнув к ноге. Это обычный человек, который по воле художника демонстрирует свое не предназначенное для демонстрации тело, выставляя напоказ увесистые гениталии. Лежащая рядом собака усиливает впечатление от неприкрытости человеческого тела: оно выглядит пугающе откровенным.