Этот год уйдет на раскачку, следующий станет решающим. В 2020 году инвестиции в основной капитал должны резко подскочить — сразу на 7% к уровню 2019-го и дальше расти теми же темпами. Это необходимо, если мы хотим обеспечить темпы роста ВВП выше общемировых. Однако первый квартал 2019 года пока не показывает ничего обнадеживающего: инвестиции выросли всего на 0,5% год к году. Это не удивительно: предприятия, вместо того чтобы вкладывать деньги, в ускоренном темпе отдают их в бюджет — налоговые поступления давно уже растут быстрее экономики. Плюс рост НДС, который давит на потребительский спрос. Плюс ФНБ, не пускающий внутрь страны нефтяные деньги (планируется, что он вырастет до 12% ВВП к 2021 году — это примерно 15 трлн рублей, больше, чем заложено бюджетных инвестиций в нацпроекты). Плюс отток капитала. Чтобы в таких условиях инвестировать в производство, надо быть госкомпанией — или сумасшедшим. Хотя денег в экономике не просто много. Их очень много.
Владимир Гамза, председатель совета ТПП России по финансово-промышленной политике, подсчитал: всего в экономике, вместе с ФНБ, золотовалютными резервами и прочим накопилось 120 трлн рублей. Вложив даже треть из них, мы могли бы добиться принципиально других результатов и принципиально другой экономики. Причем помимо нацпроектов — предприятия и так сами прекрасно знают, что им нужно для расширения производства. У них просто нет денег, а кредит не получить — банков осталось немного, и рисковать они не собираются.
Кредиты нефинансовым организациям в активах российских банков постепенно сдают позиции: 41,6% в 2010 году, 36% сейчас. Да, отчасти это происходит за счет увеличения количества облигаций, в первую очередь ОФЗ на балансе наших банков, — но в чем смысл банковской системы, которая берет деньги у компаний и населения и вкладывает их в госдолг, проценты по которому обеспечены налогами от тех же компаний и населения?
Что можно сделать в такой ситуации? Как минимум перестать радоваться двузначному приросту налоговых поступлений. Тем более что, судя по сборам за первые четыре месяца 2019 года, растут они в основном за счет повышения НДС — из компаний выжимать уже нечего. Недавно Пенсионный фонд РФ обнародовал цифры: лишь за 54 млн россиян платятся взносы, за 24 млн взносов не поступает. Это означает, что как минимум треть из них работает «вчерную» (допустим, что остальные — это домохозяйки и т. д.). То есть теневой сектор продолжает уверенно существовать, а улучшение администрирования ФНС ложится все сильнее на «белые» предприятия.