Передел российского крабового рынка, в рамках которого 50% всех имеющихся долей квот крабов были изъяты у участников и перераспределены заново по аукционному принципу, подходит к концу. На прошлой неделе завершились аукционы по продаже изъятых долей квот на вылов различных видов крабов. По их итогам с электронной площадки Российского аукционного дома в федеральный бюджет поступит более 142 млрд рублей (выручка по Дальневосточному рыбопромышленному бассейну составила 99,5 млрд рублей, по Северному бассейну — 42,8 млрд). Согласно протоколу Федерального агентства по рыболовству (ФАР), на торги выставили 41 лот крабовых квот с начальной ценой 125 млрд рублей, из которых 35 было реализовано. Почти треть лотов выиграла Русская рыбопромышленная компания (РРПК), подконтрольная молодому миллиардеру Глебу Франку, а также компании, аффилированные с госсектором и банками. Один из победителей — компания «Восход» Никиты Кожемяки, сына губернатора Приморского края Олега Кожемяки, и компания «Островной краб», совладельцем которой является Сбербанк России. Победители приступят к освоению квот на добычу крабов в 2020 году. В рамках договоров на последующий пятнадцатилетний период краболовы будут обязаны в течение пяти лет построить на российских верфях ряд среднетоннажных судов длиной более 50 метров, каждое из которых оценивается в сумму около миллиарда рублей.
Старейшие участники рынка по-прежнему не согласны с аукционной системой распределения квот на вылов крабов. По их мнению, государство заведомо создало условия участия в аукционах, невозможные для мелкого и среднего бизнеса: многие компании и рады бы пойти на аукционы, но цены на лоты непомерно высоки. Кроме того, в лотах заявлены крупные объемы вылова, что сложно осилить небольшим предприятиям.
Однако главное сегодняшнее опасение краболовов заключается в том, что на торги помимо лотов на высокомаржинальные шельфовые виды крабов: камчатские, синие, стригуны и т. д. — выставлены и квоты на вылов глубоководных видов. На текущих аукционах таких лотов было шесть, и заявки на них не поступили: пока крупным предприятиям глубоководный промысел неинтересен. «Мы посчитали, что при стартовых ценах на глубоководных крабов и при обременениях на постройку судов инвестиции окупались бы тридцать лет: такие крабы в разы дешевле, а строительство судов для их добычи, наоборот, требуется более сложное и дорогостоящее. Поэтому мы просим правительство не выставлять лоты по глубоководным крабам во второй раз, как планирует ФАР, чтобы не подрывать промысел тех стабильных предприятий, которые остались на рынке и которые, в отличие от новых пользователей, имеют опыт глубоководного промысла», — говорит президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. По его словам, торги не только разрушат бизнес небольших региональных предприятий, но и надолго подорвут развитие отечественного глубоководного лова, что в дальнейшем усложнит вход нашей страны в новые перспективные ниши Мирового океана.