Коммунист кричал коммунисту «Негодяй», оппозиция переругивалась с оппонентами и коверкала фамилию спикера, весь этот скандал с интересом транслировали в открытом эфире медийные фигуры, собирая приличную аудиторию. В итоге практически половина Думы не поддержала проект бюджета, хотя даже некоторые коммунисты признали его социально ориентированным. Но вот что делать с транспортной проблемой и экологией, налоговой недоимкой и дефицитом… Речь, как можно догадаться, идет о первом чтении законопроекта о столичном бюджете на ближайшую трехлетку в Мосгордуме. Пестрый состав депутатов после скандальных московских выборов обещал нетривиальный подход к дискуссии вокруг расходования средств московских налогоплательщиков. Было ли это обсуждение полезным? Вероятно, впервые за пару десятков лет о нюансах столичного бюджетирования узнало так много горожан.
Традиционная тишина вокруг законопроекта о бюджете уже российского государства в этом году тоже была слегка нарушена представителями Счетной палаты и ряда публичных экспертов. Обсуждают, как всегда, структурные реформы, доли процентов ставки рефинансирования или качество прогнозных данных, но никак не суть программы развития экономики, которая уже много лет показывает неэффективность. Рост все также отсутствует, национальные проекты буксуют, заложенные механизмы накопления бюджетных средств выкачивают деньги из экономики, а механизмы отдачи денег обратно в народное хозяйство не работают. Но Владимир Путин из года в год на каждом публичном выступлении встает всем своим электоральным ресурсом на защиту правительства и Центрального банка, а значит, всех критиков система выталкивает в маргинальное поле. И кто в очередной раз рискнет доверием президента и своей карьерой в предтранзитный период?
Строго говоря, борьба элит за власть подразумевает столкновение идей, мнений и видения экономического курса. Но это в том случае, если от этой борьбы действительно зависит характер перехода и перспективы усиления позиций. Сегодня в России складывается ситуация, когда решение о схеме транзита и само имя преемника Владимира Путина определяет очень узкий круг лиц. Практически все элиты равноудалены от этого решения и так или иначе согласны с таким раскладом дел. Поэтому межэлитная борьба ведется лишь за возможность остаться у власти и после 2024 года вне зависимости от характера транзита и фамилии преемника. Это никак не мотивирует элитные группы на резкие и концептуальные предложения, способные систему видоизменить и исправить вектор развития. Все задачи модернизационного характера они отодвигают за рамки 2024 года.