Schaeffler: какие шансы дает России трансформация мирового автопрома

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
21 октября 2019, 00:00

О том, чем российским предприятиям могло бы помочь сотрудничество с авторитетными немецкими компаниями, рассказывает Максим Шахов, исполнительный директор компании Schaeffler по России

ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ SCHAEFFLER
Завод Schaeffler в Ульяновске

Мировой автопром стоит на пороге глобальных изменений, связанных с развитием электрической мобильности, беспилотных технологий, новых форм владения транспортными средствами и другими процессами. Россия могла бы воспользоваться моментом и использовать свой рыночный потенциал, чтобы в будущем играть более важную роль в мировой автомобильной промышленности.

Максим Шахов 68-02.jpg ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ SCHAEFFLER
Максим Шахов
ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ SCHAEFFLER

Schaeffler — один из ведущих в мире поставщиков автомобильной и промышленной техники. Ассортимент включает в себя точные компоненты и системы двигателя, трансмиссии и ходовой части. Каким образом компания развивает свою деятельность в России?

— Компания Schaeffler присутствует в России с 1992 года, имеет представительства в Москве по продаже продукции трех основных брендов — INA, FAG и LuK. С тех пор развитие деятельности в России не прекращается. В 2011 году мы создали дочернюю российскую компанию, через которую продолжилось наращивание продаж. А в 2014-м значимым событием стало открытие завода Schaeffler в Ульяновске. Даже несмотря на непростые события того года, компания все же решила придерживаться плана развивать в России свое производство.

— Но ведь помимо санкций и прочих потрясений внутренний российский автомобильных рынок за последние годы пережил серьезный кризис: в 2012 году продажи автомобилей в России достигли пика, поднявшись почти до трех миллионов единиц, а потом рухнули более чем наполовину. Как вашей компании удалось выстоять в условиях кризиса?

— Конечно, для Schaeffler столь драматическое падение рынка стало серьезным ударом. Но мы его преодолели. Сегодня порядка 30 процентов нашей продукции, производимой в Ульяновске, отправляется в Турцию, Румынию и другие европейские страны. Благодаря такой стратегии наше производство в России успешно развивается, с момента открытия в 2014 году объемы производства в РФ увеличились в три раза, и мы собираемся и дальше расширять свою российскую производственную программу.

— Что вы производите в России и почему открытое в Ульяновске предприятие Schaeffler оказалось столь успешным?

— На нашем заводе в Ульяновске мы производим сцепления и механизмы переключения передач. Важным направлением нашей деятельности также является восстановление подшипников для предприятий различных отраслей. Schaeffler и его завод в Ульяновске выступают за отличное качество продукции и гарантируют ее своевременную доставку. В начале октября мы отметили пятилетие нашего завода в России. На мероприятие по этому случаю к нам приехали Клаус Розенфельд, председатель правления, Андреас Шик, член совета директоров, Юрген Циглер, руководитель европейского региона, и другие высокопоставленные гости. Этот визит, с одной стороны, означает, что наше предприятие сумело достигнуть поставленных целей в непростой экономической ситуации. С другой стороны, это свидетельствует о том, насколько высоко руководство группы расценивает потенциал российского рынка и развития производства в РФ. И это, несомненно, усиливает наши позиции.

— Но в чем смысл развивать в России производство автокомпонентов? Внутренний объем российского авторынка если и будет расти, то в перспективе никак не будет исчисляться десятками миллионов автомобилей, как в том же Китае.

— Тут мы переходим к очень важной теме. Раньше Россия для иностранных компаний была исключительно рынком сбыта, в прошлом крупные иностранные концерны о России всегда говорили: да, мол, в этой стране есть хороший рынок с большим числом потенциальных потребителей, ценящих качественную импортную продукцию. Но сейчас ситуация меняется, Россию начинают воспринимать по-другому, я лично считаю, что у нашей страны большой потенциал в области производства различных товаров на экспорт. В России есть такие привлекательные ресурсы, как недорогая энергия, в первую очередь газ, большой запас полезных ископаемых, в частности железная руда для производства стали. Но главное, в России есть квалифицированная и доступная по мировым меркам рабочая сила.

— Какая продукция могла бы выпускаться в России?

— Россия вполне могла бы стать для начала глобальным производителем продуктов первого передела. Российским предприятиям нужно уйти от того, чтобы поставлять в чистом виде сырье и развивать выпуск продукции первого и второго переделов. Скажем, речь может идти о заготовках для подшипников или о других продуктах, связанных с изделиями из металла. Продукты такого рода очень удобно производить в России, так как все производственные факторы здесь налицо.

— Как вы оцениваете уровень российских производителей для сотрудничества с передовыми зарубежными компаниями? С кем из российских поставщиков вы сотрудничаете уже сейчас?

— В России мы в основном покупаем изделия из металла, это, например, литье стальное, чугунное, алюминиевое, штампованные изделия типа пружин. Сейчас у нас десять постоянных российских поставщиков, мы их выбрали примерно из 700 компаний. Пока что мы не работаем с некоторыми потенциальными поставщиками. У нас очень высокие стандарты качества и надежности, поэтому мы выбираем партнеров очень тщательно. Я лично рад, когда мы находим поставщиков, которые мыслят нестандартно, готовы инвестировать, стремятся осваивать новые виды продукции. Сотрудничество с такими компаниями выгодно как нам, так и российской стороне, которая с помощью Schaeffler может выйти на зарубежные рынки.

Компания Schaeffler начинает производство эффективных электрических двигателей в качестве компонентов и составных частей сложных систем 68-04.jpg ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ SCHAEFFLER
Компания Schaeffler начинает производство эффективных электрических двигателей в качестве компонентов и составных частей сложных систем
ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ SCHAEFFLER

— Что надо сделать для того, чтобы стала возможна такая экспансия продукции российских предприятий за рубеж? Как вы оцениваете уровень государственной поддержки индустриальных проектов и локализации выпускаемой здесь продукции?

— Российское руководство уже многое делает для поддержки новой российской индустриализационной волны. Мы все помним про майские указы президента, про 12 национальных мегапроектов, которые, с нашей точки зрения, будут способствовать новым возможностям, которые в первую очередь открываются для тех, кто инвестирует в локализацию производства. В таких условиях Schaeffler подчеркивает свою позицию: наша компания и дальше готова углублять локализацию, развивать свой российский завод и производство на нем. Сегодня только порядка 15 процентов продукции, продаваемой нашей компанией в России, производится в Ульяновске, в ближайшее время мы планируем увеличивать эту долю. Ну и в целом помимо благоприятных условий для бизнеса в России, совершенствования транспортной инфраструктуры для развития конкурентных производственных мощностей необходимы «светлые головы» — менеджеры нового поколения, нацеленные на повышение операционной эффективности предприятий, чтобы они были конкурентоспособными на мировых рынках. Для этого нужно развивать образовательные программы, в этом процессе Schaeffler тоже принимает посильное участие, сотрудничая с рядом учебных заведений Ульяновска.

— Мировой автопром стоит на пороге больших перемен, которые, в частности, связаны с приходом электромобилей. Как в эту эпоху перемен российским производителям автокомпонентов использовать возможности трансформации?

— Как раз грядущая колоссальная трансформация мирового автопрома могла бы открыть перед российскими предприятиями новые возможности. В России есть большой административный ресурс, используя который можно было бы реально развивать программы субсидирования новейших технологий в области автотранспорта. Это и есть новое окно возможностей для России. Компания Schaeffler понимает всю серьезность изменений транспорта будущего и вкладывает огромные средства в разработки технологий электромобильности. С одной стороны, кажется, что такая компания, как наша, должна все новые разработки прятать и не давать другим. Но мы понимаем, что в современном мире без кооперации невозможно сохранять лидерство. Совместными усилиями мы могли бы сделать те же электромобили более доступными и удобными для использования и разрабатывать другие востребованные во всем мире продукты и решения для глобальной автомобильной отрасли.