Новосибирская компания «Тион» тринадцать лет назад начала бизнес с производства приборов для очистки и обеззараживания воздуха для медицинских учреждений. Выпускники физфака Новосибирского государственного университета разработали свои фильтры и технологии очистки — запатентовали фотокаталитический фильтр, потом технологию, основанную на электростатическом осаждении на пористых средах. В компании утверждают, что занимают половину российского рынка медицинского оборудования по очистке воздуха.
Несколько лет спустя в «Тионе» решили выйти на более массовый рынок и занялись разработкой и производством приборов для очистки воздуха в жилых помещениях. Компания считает себя создателем новой товарной категории в климатической технике — бризеров, устройств приточной вентиляции. Как минимум само слово «бризер» они придумали сами, однако сейчас многие компании пользуются этим наименованием и настраивают именно на него контекстную рекламу. Для обитателей душных квартир в мегаполисах это один из доступных вариантов получить свой глоток чистого воздуха. Бризер — это альтернатива открытому окну, правда с дополнительной опцией — очисткой (а иногда и подогревом) поступающего извне воздуха. Это миниатюрная коробка, которая крепится к внешней стене дома и через проделанное на улицу отверстие подает в помещение воздух сквозь систему фильтров. «Тион» вышел с таким прибором на рынок первым еще в 2012 году и занимает сейчас, по собственным оценкам, 50%, конкурируя с несколькими производителями, российскими и зарубежными.
Чтобы оторваться от конкурентов, в «Тионе» в 2016 голу вывели на рынок новый продукт — MagicAir. Это станция для управления климатическими приборами, прежде всего самим бризером. В компании решили, что делать просто приборы неперспективно, когда развиваются технологии интернета вещей и «умного дома», тем более что конкуренция на рынках, где сейчас в основном зарабатывает «Тион», становится сильнее. «Мы за рынок бризеров будем держаться всеми зубами до последнего, — уверяет сооснователь компании Дмитрий Трубицын. — Но если не получится удержать свою долю, это нас точно не убьет. Мы будем уходить на уровень вверх, и те, кто сегодня делает те же бризеры, могут стать нашими клиентами. У нас нет иллюзий: рано или поздно какая-то крупная компания заберет себе бóльшую часть рынка бризеров — раз уж их начала недавно делать Xiaomi».
Как стартап становится старше
Выручка «Тиона» за прошлый год достигла миллиарда рублей, в этом должна существенно его превысить, говорит Трубицын. «Но последние несколько лет мы росли небыстро — готовили технологический задел, чтобы выйти с новыми продуктами, в том числе на западные рынки, — продолжает предприниматель. — Мы вообще развиваемся ступеньками: сначала период накопления, потом поднимаемся чуть выше. Сейчас вот подходим к концу очередного плато. В следующем году уже вырастем кратно за счет новых продуктов».