Русский музей — обладатель крупнейшего собрания национального изобразительного искусства. Оно насчитывает 400 тысяч экспонатов. Основой для собрания послужила коллекция царя Александра III. Он сделал первую покупку, еще будучи наследником, и продолжал пополнять ее на протяжении всего периода своего царствования. Именно он задумал создание Русского музея, но этот замысел был реализован уже после его смерти царем Николаем II. В апреле этого года исполнится 125 лет со дня подписания царского указа о создании Русского музея, который тогда получил имя Александра III.
Двадцать третьего апреля музей откроет выставку даров музею, которая пройдет всех дворцах комплекса в Санкт-Петербурге: в Михайловском, в Мраморном и Строгановском, — а также в Михайловском замке. На ней можно будет увидеть около тысячи живописных произведений, триста рисунков и акварелей, восемьдесят скульптурных произведений, сто предметов декоративно-прикладного и народного искусства. В эти дни открылась выставка, посвященная Александру III, «Император и коллекционер»: 26 февраля исполнится 175 лет со дня его рождения. Накануне открытия «Эксперт» поговорил с генеральным директором Русского музея Владимиров Гусевым о том, как формировалась мировая репутация русского искусства и какую роль в этом процессе играют музеи.
— В последнее время музеи превращаются из храмов искусств в модные места, которые пользуются ажиотажной популярностью. Насколько это естественный процесс?
— Когда в музеи выстраиваются огромные очереди, а такое бывает и у нас, с одной стороны, радуешься, когда проезжаешь или проходишь мимо, с другой — опасаешься, что тебя помидорами забросают, потому что людям иногда приходится стоять на улице в плохую погоду. На мой взгляд, люди не должны идти в музей за сенсацией. Музей — это место, где можно отдохнуть от модных веяний и от шума. И от шума в буквальном смысле, и от шума информационного. Музей — это место для спокойного созерцания. Музей должен меняться, но в то же время он должен оставаться стабильным. Нельзя к утру следующего понедельника изобретать новые формы. Пусть это происходит в технологиях, в политике, где угодно, но в музее основные вещи должны оставаться на своих местах. Человек должен приходить в музей и находить в нем то, что он помнит, то, что он любит. Как раз за этим и приходят в Русский музей.
Музей сохраняет все
— Что такое Русский музей сейчас?