«Я использую Apple Pay, а раньше — его аналог от Google, потому что это удобно, быстро, не надо носить с собой много лишнего. К тому же на бумажник не позвонишь, если он вдруг куда-то делся», — говорит Виктор Ефимов, уже пару лет расплачивающийся с помощью смартфона.
Около пяти процентов всех мировых трансакций по картам, по данным аналитической компании Bernstein, совершается через Apple Pay. По мнению аналитиков, уже к 2025 году Apple Pay станет конкурентом электронной платежной системы PayPal и захватит десять процентов платежного рынка. Аналитическое агентство Juniper Research считает, что к 2024 году через Apple Pay во всем мире будет проходить трансакций на шесть триллионов долларов (сейчас всего два триллиона). Такие цифры внушают уважение, особенно если учесть, что чем больше платежей проходит через подобные системы, тем меньше используются более традиционные платежные средства.
Соотношение трех основных платежных систем (Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay) можно увидеть на графике 1: от Apple конкуренты сильно отстают.
Здесь стоит отметить, что распределение долей рынка весьма неоднородно в зависимости от конкретной страны. Например, Google силен в Индии, а в США до недавнего времени Apple проигрывала платежной системе сети кофеен Starbucks. Сейчас 30,3 млн американских пользователей пользуются Apple Pay и 25,2 млн — Starbucks App. Google же в США отстает весьма значительно — всего 12,1 млн пользователей.
Что касается России, то у нас наиболее распространена система Apple Pay. Однако и здесь есть разночтения. Опрос, проведенный Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), показал, что те, кто платил с помощью электронных устройств, чаще всего осуществляли оплату через сервис Google Pay (44%), на втором месте — Apple Pay (33%), на третьем — Samsung Pay (11%).
Бесконтактные платежи у нас вообще очень популярны. Согласно тому же опросу НАФИ, доля пользующихся этим способом оплаты бурно растет. «Большинство россиян знают о возможности оплачивать товары и услуги путем бесконтактных платежей с помощью банковской карты (93%) или мобильного телефона (88%). В меньшей степени осведомлены о платежах с других устройств — смарт-часов и браслетов (65%). Значительная часть россиян — 60% — оплачивают свои покупки бесконтактным способом. Так, более половины (58%) использовали для бесконтактной оплаты банковские карты. Каждый четвертый (26%) платил за товары или услуги при помощи смартфона, причем за год число тех, кто использовал этот метод, выросло на 15 п. п. 7% использовали для оплаты смарт-часы или браслеты», — сказано в отчете.