Суперприложения (Super App) уже появляются в России, и скоро их станет на одно больше. Уже сейчас мобильные приложения «ВКонтакте» от Mail.Ru и банка «Тинькофф» можно квалифицировать как суперприложения. Скоро к этому списку добавится суперприложение от банка ВТБ. Многие считают, что тренд на объединение различных приложений в одно пришел из Азии. Действительно, самыми известные и самые успешными суперприложения — китайские WeChat, Alipay и индонезийское Gojek.
Первый блин комом
Термин Super App и саму идею такого приложения придумал в 2010 году основатель BlackBerry Михалис (Майк) Лазаридис. Он описал Super App как «закрытую экосистему из множества приложений», которую люди будут использовать каждый день, так как им будет предложен бесшовный, интегрированный, контекстуализированный (клиенту предлагается то, что именно ему нужно именно сейчас, именно в том месте, где он находится) и эффективный пользовательский опыт. Интересно, что при этом именно Super App от BlackBerry не добилось успеха, во многом из-за того, что компания брала с клиентов деньги, при этом не расширяя список предлагаемых сервисов.
Создатели WeChat, Alipay и Gojek этих ошибок избежали. Сейчас никто из создателей суперприложений не использует выражение «закрытая экосистема». В большинстве случаев обязательное условие успеха суперприложения, помимо объединения множества приложений в одном, — интерфейс для подключения сервисов сторонних разработчиков. Нужно, чтобы другие компании могли быстро и без проблем встроить в Super App свои сервисы и онлайн-магазины. Кроме того, для успеха важно, чтобы пользователь, один раз авторизовавшись в суперприложении, мог пользоваться всеми сервисами. Если клиенту придется в каждом приложении авторизовываться заново и каждый раз вводить данные своей карты или счета, ценность такого суперприложения будет небольшой.
Есть еще одно интересное свойство успешных суперприложений, о котором иногда забывают, — максимальное использование всех функций смартфонов: системы отслеживания местоположения, голосового управления, сенсоров ориентации и тряски, камеры и прочих функций. Например, пользователю предлагают сервисы, расположенные рядом с ним, автоматически определяют адрес для вызова такси, смартфон считывает QR-код для оплаты товаров и услуг, а в WeChat одна из функций активируется встряхиванием телефона. Есть надежда, что российские разработчики суперприложений учтут зарубежный опыт.
Перед тем как говорить об отечественных Super Apps от Mail.Ru, Тинькова и ВТБ, нельзя не вспомнить о Сбербанке и «Яндексе». К сожалению, Сбербанк хотя и объявляет постоянно о запуске новых платформ, сервисов и услуг, комментировать возможность разработки суперприложения, которое их объединит, пока не готов. Это странно, так как с ресурсами Сбербанка как раз вполне можно было бы успешно реализовать мечту BlackBerry о Super App в формате «закрытой экосистемы». «Яндекс» тоже не комментирует вопросы, связанные с возможностью создания Super App. Впрочем, «Яндекс» был замечен в расширении функционала своих приложений. Например, через «Яндекс.Такси» уже можно заказать доставку продуктов и некоторых других товаров, а на «Яндекс.Картах» уже некоторое время отображается передвижение общественного транспорта (функционал приложения «Яндекс.Транспорт»).