Институт социальной политики НИУ ВШЭ смоделировал размер возможных потерь доходов российских внебюджетных фондов: ПФР, ФОМС и ФСС. В зависимости от длительности кризиса и его глубины эти потери могут составить от 200 млрд рублей (если работу потеряют 5% занятых, а восстановление займет всего три месяца) до 2,3 трлн — если работу потеряет 20%, а восстановление затянется до конца года.
В совокупности расходы всех внебюджетных фондов в 2019 году составили около 11,5 трлн рублей, из них 8, 6 трлн — у ПФР, 2,1 трлн — у ФОМС и 740 млрд — у ФСС. При этом в ФОМС федеральному бюджету пришлось добавить около 100 млрд рублей, а в ПФР — 3,37 трлн.
Пока оценить потери точнее практически невозможно: нет статистики. Но есть данные опроса РОМИР: на минувшей неделе он заявил, что 12% москвичей остались без работы, 30% горожан трудятся неполный рабочий день и 39% жителей столицы серьезно потеряли в своих доходах. Таким образом, если экстраполировать опыт столицы на всю страну, за апрель объем взносов во внебюджетные фонды упадет на 10–15%, а если режим самоизоляции продлится в мае, то и в мае внебюджетные фонды недосчитаются примерно такого же объема взносов. Это в совокупности порядка 80–100 млрд рублей. Кроме того, из-за падения объема взносов малый и средний бизнес сможет сэкономить 1–1,35 трлн рублей — их тоже надо вычесть из доходов внебюджетных фондов.
Это последствия режима изоляции. Другой пробоиной в бюджете станет дешевая нефть: Минфин России уже подсчитал, что недополучит ненефтегазовых доходов на триллион рублей. А министр финансов РФ Антон Силуанов пообещал контрциклическую бюджетную политику: два триллиона из Фонда национального благосостояния (ФНБ), а общий объем фискальной поддержки можно оценить в размере более 6,5% ВВП (порядка 6,5–7 трлн рублей). О необходимости именно такого объема поддержки мы уже писали (см. «Уходим в минус», № 13 за 2020 год).
По словам главы Минфина, источники поддержки помимо ФНБ — неизрасходованные средства прошлых лет, а кроме того, заимствования и перераспределение расходов. Аналитики добавляют, что речь также может идти об использовании средств Казначейства РФ на счетах в Банке России. Однако есть серьезные опасения, что Минфин, как всегда, попытается максимально сэкономить. Во-первых, часть мер поддержки останутся «бумажными», потому что, как показывает практика, для компаний, желающих такую поддержку получить, требования чаще всего трудновыполнимы. Во-вторых, в совокупную оценку фискальных мер заложены и недополученные ПФР и другими фондами взносы от малого бизнеса, а также многие другие послабления, то есть это не вливания живых денег, а разрешение не платить налоги и взносы, которые Минфин планировал получить в этом году. В-третьих, не зря речь идет о перераспределении расходов в сумме 650 млрд рублей: какие-то сферы недосчитаются этих денег. В-четвертых, направить дополнительные два триллиона рублей в экономику Минфин обещал лишь при текущих ценах на нефть. Так что, если нефть подорожает, скажем, до 39–40 долларов за баррель, финансовый блок наверняка попытается развернуть историю с поддержкой вспять.