Президент Владимир Путин поручил правительству выделить российским авиакомпаниям более 23 млрд рублей в качестве неотложной помощи. Эти деньги, как ожидается, пойдут на оплату лизинговых платежей, счетов за стоянку воздушных судов, на выплату зарплат и пополнение оборотных средств. Правда, сами авиаторы уверены, что этого недостаточно даже для того, чтобы покрыть постоянные расходы авиаперевозчиков (они не зависят от налета) в ближайшие три месяца. Эксперты утверждают, что только «Аэрофлот» тратит на зарплаты своим сотрудникам, оплату стоянки самолетов и на некоторые другие связанные с этим расходы порядка 25 млрд рублей. Иными словами, помощи правительства вроде бы не хватит даже нашему национальному авиаперевозчику. Международная ассоциации аэропортов (МАА) прямо попросила министра транспорта Евгения Дитриха предоставить авиакомпаниям госгарантии по их обязательствам перед аэропортами и топливно-заправочными компаниями на 76 млрд рублей до конца нынешнего года. Такую позицию там объяснили тем, что в противном случае самим аэропортам придется пойти на беспрецедентные отсрочки оплаты своих услуг, что вполне может привести к дефолтам. А это, в свою очередь, неизбежно будет сдерживать восстановление авиаперевозок. Представители МАА уверены: аэропорты по итогам нынешнего года потеряют порядка 80 млн пассажиров, в результате чего доходы отрасли снизятся на 81 млрд рублей. По данным МАА, в 33 ведущих аэропортах страны наблюдается лавинообразное падение пассажиропотока. Так, по состоянию на 21 марта оно составило 75% в годовом выражении, на 1 апреля — 83%, а еще через десять дней достигло 91–93%.
Если верить данным гендиректора ассоциации «Аэропорт» Виктора Горбачева, по итогам нынешнего года вся гражданская авиация нашей страны потеряет порядка 250 млрд рублей, из которых 150 млрд составят убытки авиакомпаний. Последние уже вовсю готовятся к полномасштабным потрясениям. Так, UTair, по словам гендиректора компании Андрея Мартиросова, в пять раз сократила количество рейсов и вывела из эксплуатации более половины своего парка самолетов. А вот «Уральские авиалинии», также резко сократившие перевозки пассажиров, пошли на нестандартный шаг — перепрофилировали часть своего авиапарка для транспортировки грузов. «У нас в приоритете товары первой необходимости, медикаменты для лечения коронавируса, медицинское оборудование и средства защиты», — сообщил коммерческий директор уральской авиакомпании Кирилл Скуратов.
Так что ситуация, по крайней мере на текущий момент, не выглядит такой драматичной, какой ее пытаются представить некоторые эксперты. Из всех крупнейших авиакомпаний России полностью прекратила внутренние полеты только дочка «Аэрофлота» «Победа». И то лишь потому, что порядка двух третей ее пассажиропотока составляли транзитные пассажиры, чей конечный пункт полета находился за рубежом. А вот все остальные авиаперевозчики потеряли лишь около половины своего пассажиропотока из-за прекращения всех международных полетов, за исключением так называемых вывозных рейсов (за которые, кстати, государство выделило им отдельную компенсацию в размере более 1,5 млрд рублей). Тем не менее им ничто не мешает наращивать свое присутствие внутри страны, чтобы хоть отчасти компенсировать потери. И это, судя по всему, уже происходит. Так, по данным Росавиации, в первые два месяца нынешнего года пассажиропоток на внутренних линиях вырос почти на 6,7% и превысил 10 млн человек. По предварительной оценке, трафик на внутрироссийских направлениях в прошлом месяце вырос более чем на 11%. А значит, говорить о тотальном коллапсе нашей авиационной индустрии преждевременно.