С ростом дефицита фондов пенсионного и медицинского страхования у экспертов, близких к правительственным кругам, все чаще стали появляться идеи переформатирования всей системы социального страхования. Напомним, именно страховой принцип лежит сейчас в основе того, как работают наша пенсионная и медицинская системы. Бизнес платит взносы за сотрудников и тем самым страхует их на случай потери заработка и болезни. Но бюджету все равно приходится вливать деньги в эту систему, потому что она хронически дефицитна. Так, в 2018 году бюджеты всех уровней профинансировали примерно 40% всех расходов на здравоохранение в стране, а федеральный бюджет — около 40% расходов Пенсионного фонда. В таком случае почему бы не вернуться от страхового варианта к бюджетному?
В середине мая Институт социальной политики НИУ ВШЭ провел круглый стол «Векторы посткоронавирусного развития социальной защиты в России», и его участники сошлись на том, что в текущих условиях систему социального страхования нужно менять. Заведующий Центром правового обеспечения социально-экономических реформ Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Юрий Воронин, спрогнозировав сокращение доходов системы соцстраха из-за невыплат и снижения зарплат, высказал предположение, что система медицинского обеспечения может быть передана государству.
«Мы избыточно облагаем труд, надо снизить налоги на фонд оплаты труда», — заявил директор Научно-исследовательского финансового института Минфина России Владимир Назаров. А поскольку это лишь увеличит дисбаланс между растущими обязательствами и сжимающимися источниками, то имеет смысл в финансировании социальных обязательств опираться на налоги общего покрытия, полагает эксперт.
Профессор НИУ ВШЭ Евгений Гонтмахер высказался еще более категорично: «Страховая модель в медицине не удалась». По его словам, возможно, имеет смысл оставить в страховой системе лишь первичное звено. Вся медицина нуждается в наращивании персонала, технологий и так далее, чего сейчас не происходит». «Мы так и не выработали национальную модель здравоохранения», — резюмировал г-н Гонтмахер.