Дефицит бюджета Саудовской Аравии в первом квартале текущего года составил 34,1 млрд саудовских риалов (9,09 млрд долларов). Причина —падение нефтяных доходов, от которых страна зависит почти полностью.
Ситуация усугубляется тем, что из всех доходов бюджета королевства примерно 87% приходится на экспорт нефти, а нефтегазовый сектор обеспечивает 42% ВВП. Саудовская Аравия была и остается крупнейшим экспортером нефти в мире (основная поставляемая марка — Arab light), поэтому столь сильная зависимость бюджета от цен на нефть неудивительна. Теперь саудовцам приходится затягивать пояса, а рейтинговые агентства пересматривают свои оценки в отношении страны. Особой надежды на рост нефтяных цен нет: по мнению МВФ, бюджет страны станет бездефицитным, только когда баррель станет стоить 85 долларов, то есть нескоро.
Придавило бочкой
Напомним, этой весной после срыва переговоров по сокращению добычи странами ОПЕК+ руководство страны решило поиграть в «нефтяную войну», полагая, что низкая себестоимость арабской нефти позволит им из этой войны выйти победителями. Частично так и произошло. В рамках новых договоренностей Россия, ранее не желавшая сокращать добычу больше, чем по уже действовавшему на тот момент соглашению, была вынуждена пойти на уступки и перейти к значительному сокращению добычи. Однако время для «нефтяной войны» было выбрано крайне неудачное. После затяжного торгового конфликта между США и Китаем спрос на нефть снизился. Тут подоспела эпидемия коронавируса, быстро перешедшая в пандемию. Она привела к частичной остановке мировой экономики. Как итог, залившие рынок дешевой нефтью саудиты теперь рискуют в ней и утонуть из-за отсутствия спроса.
Буквально месяц «нефтяной войны» усугубил и так несколько шаткое положение госбюджета королевства и довел его до тяжелого. Нефтяная компания Saudi Aramco, главный государственный актив и поставщик денег в казну, уже отчиталась, что ее доходы за три месяца этого года упали относительно того же периода 2019-го на 25%, до 62,5 млрд риалов (16,6 млрд долларов). Где нефтяная монархия теперь будет брать деньги, непонятно. Прогноз дефицита бюджета в этом году, по оценкам самого королевства, 187 млрд риалов, или 6,4% ВВП, что значительно больше, чем годом ранее (в 2019-м он составил всего 131 млрд риалов).