«Русское дело» в США окончательно рухнуло. Это ясно сторонникам и противникам Трампа в самой Америке, да и многочисленным заинтересованным наблюдателям в Европе. Согласно выводам минюста, у ФБР не было законных оснований для начала дела в отношении Майкла Флинна. А именно Флинн, тогдашний советник Трампа по нацбезопасности, был ключевой фигурой как в построении обвинения против самого президента, так и против России, которая будто бы вмешалась в американские выборы, склонив чашу весов в сторону угодного ей кандидата.
Более того, появились документальные доказательства слежки представителей администрации Обамы за членами избирательной команды Трампа. Причем в организации слежки был задействован в том числе нынешний претендент от демократов на президентское кресло Джо Байден.
Трамп в своей стихии: мечет громы и молнии по поводу Обамагейта, призывая своих соратников по партии действовать как можно решительнее, сделать все, чтобы заставить виновных «заплатить большую цену за то, что сделали с нашей страной». И в этом есть какая-то удивительная историческая ирония, что период американской политики «после Никсона», скорее всего, завершится тем же, чем начался: грандиозным скандалом о слежке за избирательными штабами конкурентов.
Самое примечательное, впрочем, не в этом. Поучительно то, как рушится сама система управления мировыми политическими процессами с помощью «дел». Дело о «вмешательстве России в выборы» — это ведь только верхушка айсберга. Дело сбитого малайзийского «Боинга», дело Скрипалей, чуть раньше — дело Литвиненко, сюда же и «загробное дело ЮКОСа», пожалуй.
Фантастические по своему масштабу обвинения, ускользающе зыбкая доказательная база, феерическая шумиха в СМИ — и вот организаторы уже получают требуемый им тактический, зачастую сиюминутный результат. И, довольно потирая руки, отправляются пить баварское в Cafe Elefant.
«Дело» меж тем начинает рассыпаться и смердеть, каждое по-своему, но это проблемы исключительно той части публики, которая обладает неплохой памятью и нюхом, а также непосредственно пострадавших. Схема отработана, все действуют спокойно и деловито. И вдруг такой облом: Трамп соскочил и перешел в контрнаступление.
Что пошло не так?
Схемотехники замахнулись на святое. Не то чтобы на американскую демократию, но на политическое ядро миросистемы. Пока дело касалось каких-то мифических этнических чисток в Косово или применения химоружия в Сирии, все легко сходило с рук. На периферии и даже на полупериферии слишком легко спрятаться за своих и чужих прокси. В ядре миросистемы такие номера не прокатывают. Там в непосредственные действия оказываются вовлечены люди первого ряда. И прятаться потом некуда.