В апреле 2020 года спад промышленности в годовом выражении составил 6,6%, сообщил Росстат. Сильнее всего пострадала обрабатывающая промышленность (минус 10% к апрелю 2019-го), особенно машиностроение, а добывающие отрасли просели не так сильно (на 3,2%). Наиболее значительный спад в отраслях инвестиционного комплекса и автопроме, в то же время в отраслях непрерывного цикла, например в нефтепереработке, и выпуске продукции первой необходимости (пищевой, медицинских товаров) производство увеличилось. МЭР ожидал большего падения производства в первый полный карантинный месяц, тем более что и данные по промпроизводству в других странах тоже показывали более существенный спад в период действия ограничительных мер (США — минус 15% год к году в апреле, Германия — минус 11,6% в марте, Китай — минус 13,5% в январе–феврале). Однако вполне возможно, что позднее масштабы апрельского спада будут пересмотрены в сторону увеличения, ведь Росстат собирал первичные данные для своих оценок только от работающих предприятий, то есть выборка субъектов заведомо неполная.
Как видно из графика помесячных сезонно скорректированных данных Росстата, спад в промышленности начался уже в ноябре. «Это означает, что нынешний спад обусловлен далеко не только коронакризисом. Усердие Банка России и прежнего правительства по части сдерживания спроса также сыграло свою роль», — указывает Владимир Бессонов, руководитель лаборатории исследования проблем инфляции и экономического роста НИУ ВШЭ.
Согласно обновленному макропрогнозу МЭР, промышленное производство в целом по итогам текущего года снизится на 5,4%; это вдвое менее глубокая яма, чем та, в которую угодила российская индустрия в кризис 2009 года (минус 10,7%). При этом ведомство ожидает в будущем году интенсивного восстановительного роста промышленности (4,9%). Спад ВВП в текущем году МЭР оценивает в 5% (МВФ дает минус 5,5%, вилка Банка России — минус 4–6%), при этом текущее прогнозное значение цены нефти на 2020 год (31,1 долл./барр.) у МЭР выше, чем в базовом сценарии прогноза Центробанка (27 долл./барр.).
Сводный опережающий индекс (СОИ) обвалился в апреле до минус 16,1%, минимального значения со времени наиболее острой фазы кризиса 2008–2009 годов, сообщил провайдер индекса Центр развития НИУ ВШЭ. Главной причиной падения СОИ стало радикальное сокращение числа новых заказов на производство промышленной продукции. Апрельское сокращение стоит в одном ряду с их падением в самые острые кризисные моменты последней четверти века: в сентябре 1998 года, сразу после дефолта по госбумагам, баланс положительных и отрицательных оценок динамики новых заказов составил минус 52,3%; в ноябре 2008-го, вслед за банкротством Lehman Brothers и началом мирового финансового кризиса, — минус 53,14%; в апреле 2020-го, после начала пандемии и введения карантинных мер, — минус 53,16%.