«Старт продаж в Европе — знаковое событие для нас, особенно сейчас, когда практически все салоны сети были закрыты и выручка компании сильно упала», — говорит Алеко Илиопуло, генеральный директор сети «Эконика». Обувь и сумки «Эконика» теперь можно заказать в Германии, Австрии, Нидерландах через ведущие международные маркетплейсы, такие как Zalando, Otto, Aboutyou, Mirapodo, Amazon, Galeria. «Это одни из крупнейших интернет-компаний в мире с оборотом больше миллиарда долларов каждая. Например, Zalando вообще самый крупный европейский маркетплейс. Выход любого российского игрока на эти площадки означает сразу охват от ста миллионов пользователей и выше. У нас объем рынка — несколько десятых процента от европейского», — говорит Юлиана Гордон, генеральный директор школы электронной коммерции iWENGO. Даже если бы «Эконика» сейчас вышла на все российские маркетплейсы, она могла бы претендовать на доступ к 12–15 млн покупателей.
Лучшая стратегия
Подготовка к выходу на международный рынок в компании началась еще год назад. Ранее российские розничные компании пытались выходить на зарубежные рынки через открытие собственных магазинов, но это случалось крайне редко (например, производитель детской одежды «Гулливер» продавался в кипрском мультибрендовом магазине). Открывать физические магазины «Эконика» не решалась — слишком высоки риски: неизвестно, каким может быть спрос на новый товар, а вложения в открытие магазина огромные. А в условиях пандемии открывать физический магазин уже не было ни возможности, ни смысла. Но за счет роста онлайн-торговли появилась возможность быстро расширить свою аудиторию через зарубежные маркетплейсы. «В сегодняшней ситуации лучше всего развивать собственный канал продаж в своей стране и выходить на все маркетплейсы мира, какие возможно», — говорит г-жа Гордон. На этих площадках сегодня одежда, обувь и аксессуары составляет до трети всех продаж.
Российская сеть обувных салонов «Эконика» (входит в состав группы компаний «Новард») была основана в 1992 году как розничная сеть по продаже мужской и женской обуви. В том же году был открыт первый обувной салон «Эконика-Рублево». На момент основания она импортировала обувь из Италии и Греции. Позже стала создавать свои модели, отшивая их на сторонних фабриках. Сейчас обувь бренда производится в Китае, Бразилии, Италии, Турции и других странах. В ноябре 2010 года компания объявила, что отказывается от мужской коллекции и будет специализироваться на женской обуви и аксессуарах. Сейчас в «Эконику» входят четыре торговые марки — Alla Pugachova, Aragona, Wind, E-collection. В России продукция компании продается в собственных магазинах компании, а также на основных маркетплейсах — Wildberries, Lamoda. С мая стартовали продажи на Ozon, и в ближайшее время компания выходит на iGoods: «Продажи на Wildberries показывали хорошую динамику в начале года, но с началом эпидемии площадка работала только по предоплате и отменила возможность примерки, это сказалось на продажах — они сильно просели в апреле и мае. Продажи на Lamoda прирастают, начинаем развивать сотрудничество более плотно», — говорит г-н Илиопуло. По сути, для компании в полноценном режиме во время карантина работал только один магазин — Lamoda. Других крупных маркетплейсов в России нет. Поэтому у компании резко возникла необходимость увеличить свою аудиторию за счет других рынков.