Рынок накопительного страхования жизни (НСЖ) за девять месяцев 2019 года вырос более чем на 50% и достиг 56,9 млрд рублей. И это на фоне падения банковского страхования на 8,6%, основной причиной которого стало падение продаж инвестиционного страхования жизни (ИСЖ).
В предыдущие годы ИСЖ было основным драйвером роста страхового рынка. Этому способствовали агрессивные продажи и частый мисселинг — недобросовестная практика продаж, когда клиенту не дают всей информации или намеренно искажают ее, чтобы продать полис. Такая политика страховщиков и банков привела к многочисленным жалобам и, как следствие, к введению дополнительного регулирования ИСЖ со стороны ЦБ. Результатом регулирования стало замещение продаж полисов ИСЖ на полисы НСЖ, репутация которых не так сильно подмочена. Однако с точки зрения накопления капитала оба эти инструмента весьма спорные продукты.
Доходность ниже инфляции
Суть ИСЖ в следующем: при заключении контракта клиент делает крупный разовый взнос, который страховщик инвестирует. Это позволяет страхующемуся получить инвестиционный доход и при этом избежать убытков. При этом инвестируемые деньги делятся на две неравные части. Одна (бо́льшая) вкладывается в консервативные инструменты с тем, чтобы к концу срока получилась сумма, равная первоначальной. Другая часть (меньшая) вкладывается в рисковые активы, которые и дают шанс получить дополнительный доход. Однако размер этого дохода часто оказывается существенно меньше, чем доход, который человек получил бы, инвестируя самостоятельно.
Как свидетельствует статистика Банка России, по договорам инвестиционного страхования жизни, завершившимся в первом квартале 2019 года, средняя доходность составила 1,3% для трехлетних программ и 2,9% для пятилетних. За аналогичные периоды инфляция составила 4 и 7,3% соответственно. Базовый уровень доходности вкладов (на срок свыше года) физлиц в рублях составил 6,692% в июне этого года, а в июне 2018-го — 7,569%. Среднегодовая доходность индекса ММВБ на горизонте одного и пяти лет составила 19,01 и 15,55% соответственно.
Неудивительно, что при подобных доходностях ИСЖ стали причиной многочисленных жалоб граждан и продажи продукта пошли вниз. Падение ускорилось после того, как ЦБ обязал продавцов подобных продуктов раскрывать риски (это началось с 1 апреля 2019-го). Новая норма усложнила практику мисселинга и заставила страховщиков изменить стратегию продаж, а проще говоря, заменить ИСЖ «точно таким же, но другим» продуктом.