С главным конкурентом, «Яндексом», Mail.Ru роднит многое: обе структуры работают в сегменте хайтек, обе пытаются как можно больше диверсифицироваться, однако в отличие от «Яндекса» котировки Mail.Ru практически не растут (см. график 1). Аналитики тоже уверены, что акции Mail.Ru заметно недооценены. Но недавний листинг на Московской бирже (до этого компания десять лет торговалась только на Лондонской фондовой бирже) стал хорошим ходом. Дивиденды Mail.Ru, как и «Яндекс», не платит, однако, как подсказывает аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын, это не критично. «Инвесторы в бумаги Mail.Ru ждут от нее не дивидендов. Они хотят, чтобы Mail.Ru наращивала выручку двузначными темпами», — объясняет он. Первоначальный прогноз (который был подпорчен самоизоляцией) предполагал 18–20% роста бизнеса группы в текущем году.
От почтового ящика до IT-гиганта
Началось все в 1998 году, когда фактически была создана программная основа будущей Mail.Ru, — это произошло в рамках создания почтового сервиса американской DataArt, которую основал выходец из России Евгений Голанд. У истоков программной «начинки» стоял Алексей Кривенков, а дополнительный функционал был позднее добавлен Дмитрием Андриановым. На фоне покупки компанией Microsoft почтового сервиса Hotmail появилась идея создать нечто подобное.
Для развития сервиса в штате Делавэр была зарегистрирована компания Port.ru, которую возглавили Голанд, Кривенков и Андрианов. В августе 1999 года она привлекла 940 тыс. долларов инвестиций. На тот момент компания была оценена в 4,7 млн долларов. В декабре того же года очередной раунд инвестиций принес Port.ru еще 2,5 млн долларов и оценку уже в 27,5 млн долларов.
На почтовом сервисе основатели не остановились, позже появился ряд сервисов — от каталога «лучших сайтов рунета» до всем известного сервиса Работа.ру. Для привлечения аудитории активно использовались рекламные каналы; в частности, Port.ru приняла участие в совместном с Intel размещении на телевидении рекламных роликов. Однако распыляться на множество проектов оказалось плохой идеей. Схлопнувшийся весной 2000 года пузырь доткомов привел к тому, что проект начал «сыпаться», и ряд ключевых сотрудников, включая Алексея Кривенкова, покинули компанию. Удержаться на плаву удалось благодаря тому, что в 2001 году был найден новый стратегический партнер NetBridge — структура Юрия Мильнера и Григория Фингера. Объединенная компания сохранила юридическое наименование Port.ru, а в качестве единого бренда сервисов был оставлено название Mail.Ru.