Почему Белоруссия — наша проблема

24 августа 2020, 00:00

НАТАЛИЯ ФЕДОСЕНКО/ТАСС

Реальность и представление о ней, культивируемое в социальных сетях, становятся все более большими разницами. Если наблюдать за течением белорусской революции по сетям, то Александр Лукашенко в проигрыше. Если анализировать реальность, то к пятнице прошлой недели можно было констатировать, что белорусский президент сумел-таки переломить ситуацию в свою сторону, и, хотя его политическая легитимность подточена навсегда, и у него, и у России есть время для того, чтобы сформировать линию, которая не позволит Белоруссии превратиться в очередное fale state Восточной Европы.

У митингующих на улице не возникло лидеров и идей, которые можно предложить стране взамен Лукашенко, и пошатнувшаяся было система вновь взяла равнение на Батьку. Лукашенко переназначил правительство, расставив «старичков» по своим же местам, наградил силовиков за верную службу. Активизировались сторонники Лукашенко с провластными демонстрациями по всей стране. Последняя надежда оппозиции — на митинги 22–23 августа. Но радикализмом белорусский бунт не отличался ни минуты. А с чистыми руками, воздушными шариками и старыми песнями власть не захватывают.

Ни белорусская элита, ни внешние интересанты не стали всерьез поддерживать митингующих. Силовики президента не сдали. В правительстве заметен уклон в сторону выходцев из КГБ, и силовой профиль кабмина, очевидно, позволил Лукашенко устоять. Другие элитные круги бунтовать не решились. Для равновесия Лукашенко сохранил должность главы МИДа Владимира Макея, который считается предводителем прозападной части белорусской элиты.

Сам коллективный Запад на удивление вяло выступил против «последнего диктатора Европы». Несмотря на широко освещенную в соцсетях встречу Светланы Тихановской с экспертом по развалу государств от Югославии до Украины французом Бернаром Анри-Леви, официальный Запад, возможно осознавший свою ограниченную дееспособность на примере Украины, не стал давить на Белоруссию. Глава канцелярии председателя Европейского совета Шарля Мишеля заявила о непризнании Светланы Тихановской президентом без проведения повторных выборов. В том же духе высказалась Литва. Ангела Меркель сказала, что «Белоруссия должна самостоятельно обрести свой путь, вмешательства извне быть не должно». «Евросоюз не хотел бы, чтобы в Белоруссии повторился украинский сценарий», — подытожил Эммануэль Макрон.

Российское общество с обеих сторон — и прозападной, и даже патриотической — поддерживали митинги даже с большим энтузиазмом, чем официальный Запад. Что свидетельствует о нашем легкомыслии в геополитических вопросах. Мы по-прежнему готовы жертвовать своими стратегическими позициями ради торжества идеалов либерализма в странах-соседях, даже если торжество этих идеалов принесет проблемы и нам, и народам-соседям.

Просто для сравнения. Сейчас Европейская комиссия собирается выделить Белоруссии 53 млн евро, из них миллион пойдет на поддержку свободных СМИ, два миллиона — на поддержку жертв насилия. Россия в течение последних двадцати лет дотировала Белоруссию на 133 млрд долларов. Это шесть с лишним миллиардов долларов в год. Во многом благодаря этим дотациям плюс открытому для промышленности и АПК Белоруссии российскому рынку граждане Белоруссии смогли сократить свой разрыв в доходах по сравнению со среднероссийскими показателями с двукратного в середине 1990-х до 30-процентного сейчас. И не надо быть серьезным экономистом, чтобы сообразить, что ничего подобного Запад Белоруссии предоставить и не сможет, и не захочет.

Скажут: ну и дураки мы, что платим «режиму Лукашенко» — авторитарному, да еще и неблагодарному. Зачем? Ответ нетрудно получить, посмотрев на карту. Наши западные соседи — бывшие республики СССР — оказались очень слабым звеном, с точки зрения сохранения стратегического статуса России.

До распада СССР наша передняя линия обороны проходила через Восточную Германию, Чехословакию, Югославию, Болгарию. После развала Советского Союза и расползания НАТО на восток дуга безопасности проходила уже по линии Калининградская область — Белоруссия — Приднестровье — Севастополь. В 2014 году мы потеряли Украину, но, к счастью, сохранили Крым. Появилась брешь, которую уже заполняют западные силовики. Потеря Белоруссии расширит пробоину. И хотя сегодня стратегическая глубина для собственно военных действий не столь важна, надо учитывать, что в моде гибридные конфликты, приграничные провокации, использование прокси-войск из местного населения. И если представить, что Белоруссия вступит в НАТО, то мы получим откровенно русофобскую восточноевропейскую дугу во главе с Польшей со всеми прелестями пропагандистской провокативной войны уже в западных областях России. Особенно это опасно для Калининграда, который вообще окажется в блокаде.

Шанс сохранить и даже развить дружеские отношения с Белоруссией очень большой. Так, социологическое исследование 2019 года показало, что более половины граждан Белоруссии поддерживают развитие тесных союзнических отношений с Россией в составе единого государства. Правда, это не касается жителей Минска. И тем не менее это хорошая почва, чтобы использовать текущий кризис в Белоруссии на благо России.

Кризис в Белоруссии был ожидаем, и резонно надеяться, что у нас есть план Б, помимо сохранения власти Лукашенко. Возможно, хорошей идеей станет проект конституционной реформы, в ходе которой будет обновлен фундамент самого белорусского проекта и найден устраивающий Россию элитный срез. Но это консервативный сценарий, для которого нужно время. Хорошо бы иметь и радикальный план разрешения проблемы при обрушении белорусской конструкции власти и вмешательстве внешних игроков. Потеря Белоруссии может оказаться критическим фактором для сохранения геополитической, военной и экономической безопасности России.