Дожить до победы

14 сентября 2020, 00:00

hartenergy.com

Коронавирусный шок первой половины этого года вызвал настоящую бурю на мировых газовых рынках. Цены обвалились до невиданно низких отметок, хранилища переполнялись, газовые компании в США, резво поднявшиеся на сланцевой волне, массово банкротились — этой участи не избежал даже пионер сланцевых нефти и газа Chesapeake Energy.

Но все кончается, и этот кризис, как следует из динамики цен на газ, тоже движется к завершению. А когда дым «газмагеддона» рассеется, начнется формирование нового мира. Мира, в котором России стоит задуматься о перезапуске своей газовой отрасли.

Возможно, в пользу большей либерализации рынка. Де-факто газовая отрасль уже давно перестала быть монополией. Да, «Газпром» с добычей 500 млрд кубометров остается на пьедестале, но по итогам прошлого года доля независимых, как их принято называть, компаний в добыче газа в России превысила 35%. Крупнейшие из них — «НоваТЭК» с добычей 75 млрд кубометров, «Роснефть» с 67 млрд, «ЛУКойл» и «Газпром нефть», имеющие по 20 млрд кубометров каждая. Причем они планируют наращивать добычу, «НоваТЭК» к 2030 году обещает вырасти на 68%, «Роснефть» — на 40%.

Уже сейчас мы видим конкуренцию трубопроводных поставок «Газпрома» с партиями СПГ «НоваТЭКа» на одних и тех же экспортных рынках. Уже сейчас мы видим, как независимые игроки отжали у «Газпрома» свыше половины внутреннего рынка, где нет дискриминационного доступа к трубе. Может быть, имеет смысл принять новую реальность и бить по «энергопакетам» на экспортных газопроводах альянсом «Газпрома» и «Роснефти» — государственных, но формально не связанных друг с другом?

Назрела также диверсификация направлений поставок, в том числе за счет обеспечения возможности переброски избыточных для Запада объемов газа с месторождений Ямала на Восток. Практика политически обусловленного давления на российских экспортеров со стороны потребителей, пользующихся положением монопсонии (доминирующего покупателя), связанные с этим финансовые потери, избыточные инвестиции, неполученные прибыли — едва ли это та реальность, в которой мы хотим остаться. Особенно имея под боком растущие не по дням, а по часам аппетиты голодного до голубого топлива Китая.

И совершенно очевидна необходимость смещения акцента в развитии отрасли с экспорта в пользу внутреннего рынка с целью развития глубокой переработки газа и форсирования газификации регионов нашей страны, для многих из которых, при всем нашем газовом богатстве, газ все еще проходит по разряду экзотики. В соответствии с «Энергетической стратегией РФ на период до 2035 года» внутреннее потребление газа в стране должно вырасти с 481 млрд кубометров сейчас до 571 млрд кубометров к 2035 году. Может быть, за счет форсированной газификации Восточной Сибири и Дальнего Востока, газификации села?

А пока нужно просто выстоять в затеянном вокруг наших экспортных газовых проектов политическом шторме. Лучшим ответом России на истерику Европы по поводу истории с Навальным будет скорейшая достройка газопровода «Северный поток — 2» и запуск его в эксплуатацию. Есть основания полагать, что «Газпром» это сможет — слишком нужен этот проект сейчас, причем не только России.