Ozon, старейшина отечественного рынка e-commerce, опубликовал проспект IPO: компания выходит на биржу Nasdaq (США). Сроки размещения пока не определены — они зависят от результатов проверки американской Комиссии по ценным бумагам и биржам. Соответственно от рыночной конъюнктуры на момент размещения будут зависеть цена и количество акций, предложенных к продаже. При этом в проспекте указана номинальная расчетная цена для подсчета размера регистрационного взноса: 100 млн долларов. Объем размещения, по оценкам, может составить не менее 500 млн долларов. В проспекте IPO раскрываются акционерные доли компании, основными среди них — пакеты ПАО АФК «Система» (45,2% акций), фондов Baring Vostok (45,1%), венчурной компании Index Ventures (6%) и инвесткомпании Princeville Global (5,6%).
О готовности Ozon к IPO главный бенефициар АФК «Система» Владимир Евтушенков заявил еще в начале года, но добавил, что острой необходимости в этом нет, поскольку компания и так быстро растет. «Мы знаем, за счет чего он будет развиваться. Мы нашли, как его докапитализировать», — говорил он, подчеркивая, что за счет темпов роста Ozon быстро сокращает отрицательную EBITDA. Действительно, начиная с четвертого квартала 2019 года поквартальная выручка Ozon почти удвоилась: с 12–14 млрд рублей до 20–24 млрд, а оборот от продаж товаров и услуг (без учета Ozon.Travel) вырос с января по сентябрь 2020 года еще больше, на 142%, и превысил 121 млрд рублей. При этом 45% оборота — это продажи сторонних продавцов на маркетплейсе Ozon, где число активных покупателей выросло с 6,6 до 11,4 млн, а число активных продавцов — более чем в четыре раза год к году: до 18 152 на конец сентября. Количество заказов увеличилось на 130%, до 44,3 млн, без учета возвратов и отмены. Одновременно убытки компании, которые в 2019 году превышали 19 млрд рублей, в 2020-м имеют все шансы снизиться почти на треть, до 13 млрд.
Однако ситуация быстро меняется. Вместе с расширением операций растут и операционные расходы — с 51,6 млрд рублей на конец сентября 2019 года до 78,4 млрд на 30 сентября 2020-го, то есть на 52%. На протяжении последних нескольких лет Ozon активно инвестировал в развитие логистики и ускорение доставки товаров, но теперь старейшему интернет-магазину необходимо совершить рывок. Это связано с тем, что в пандемию резко усилили свои позиции и другие онлайн-площадки, такие как Wildberries, Citilink, «Яндекс», не говоря уже о зарубежных игроках интернет-торговли, которые в 2019 году заняли 29% российского рынка. «Статус публичной компании повысит узнаваемость бренда и расширит возможности привлекать дополнительное финансирование в будущем, но главной целью Ozon в ближайшие несколько лет станет выход на точку безубыточности, вырученные средства будут направлены на оптимизацию логистических процессов с построением хабов и сортировочных центров», — полагает аналитик УК «Открытие» Ирина Прохорова.