Подписание «Соглашений Авраама» в сентябре 2020 года в какой-то степени стало поворотным моментом в новейшей истории Ближнего Востока. И дело даже не в том, что президент Дональд Трамп смог пополнить когорту арабских стран, признающих Израиль, четырьмя новыми державами (ОАЭ, Бахрейн, Марокко, Судан). Процесс, запущенный «Соглашениями», вывел на передний план вопросы, давно назревшие в арабском мире. Прежде всего: как строить диалог с Израилем в новую эпоху? Что делать с Ираном и Турцией? Как дальше быть с Палестиной?
Регион уже давно находится в ожидании новой трансформации, и поэтому интересно смотреть, как складываются отношения ближневосточных игроков в ожидании большой игры. Начнет ли ее новый президент США? Он пока проводит консультации с партнерами и определяется со своей позицией по «Соглашениям».
Дружба в прошлом, будущем и настоящем
Истоки арабо-израильского конфликта следует искать в первой половине ХХ века, однако окончательное формирование противостоящих друг другу лагерей произошло уже в условиях холодной войны. В дальнейшем, с распадом биполярной системы и трансформации геополитических подходов большинства государств региона, вопрос о нормализации отношений арабских государств с Израилем неоднократно становился предметом горячих споров и обсуждений.
Переговорный процесс носил преимущественно «рывковый» характер (это видно как по переговорам в Кэмп-Дэвиде в начале 2000-х, так и по более поздним попыткам наладить диалог), а глубинные противоречия и взаимные провокации не позволяли закрепить или развить достигнутые успехи.
Между тем сглаживание противоречий на этом направлении — одна из важных задач американской внешней политики. Прежде всего потому, что США имеют союзников по обе стороны баррикад (ключевыми стратегическими партнерами Вашингтона на Ближнем Востоке традиционно остаются Саудовская Аравия, ОАЭ и Израиль), так что урегулирование застарелого конфликта перекликается с долгосрочными интересами американской администрации (вне зависимости от того, демократический это кабинет или республиканский). В этом контексте «Соглашения Авраама» можно частично рассматривать и как очередную попытку официально примирить противостоящих друг другу партнеров и сформировать на пространстве Ближнего Востока «аутсорсинговую» систему безопасности, уменьшив прямое американское военное присутствие в зоне особого интереса.