Введение правительством экспортных пошлин на зерно, подсолнечник и масло может привести к сжатию рынка. Более предпочтительны другие рецепты балансировки рынков при мировой волатильности цен — интервенции, биржевая торговля и дотации малоимущим для поддержания спроса
ВАЛЕРИЙ МАТЫЦИН/ТАСС
Читайте Monocle.ru в
Правительство продолжает начатый в прошлом году беспрецедентный эксперимент по регулированию сразу нескольких продовольственных рынков: зерновых, масличных и сахара. На прошлой неделе премьер-министр Михаил Мишустин утвердил плавающую экспортную пошлину на масло, а на подсолнечник повысил до 50% со скромных 6,5%. С марта возвращена действовавшая в прошлом сезоне плавающая вывозная пошлина на пшеницу, ячмень и кукурузу.
А началась нынешняя коллизия с того, что в декабре прошлого года производители масла и сахара на фоне повышения мировых цен повысили свои на 30 и 70% соответственно, что вызвало раздражение в правительстве. В итоге производители были вынуждены согласиться на предложение правительства ограничить цены на уровне убыточных. С апреля им начали компенсировать убытки из бюджета, на что выделено девять миллиардов рублей. Прежде, в феврале, правительство впервые ввело пошлину на вывоз пшеницы, кукурузы и ячменя, а с марта повысила ее вдвое.
Причины начала регулирования сельхозрынков известны: при мировом росте спроса на продовольствие, связанного с восстановлением после пандемии и желанием сделать запасы при обилии напечатанных денег, мировые цены повысились почти на все виды сырья для продуктов питания. Это привело к повышению цен на основные российские экспортные категории сельхозпродукции: масличные, масло и, конечно же, зерно. В нашем случае сыграла роль и девальвация рубля в прошлом году на 12%, которая так активизировала вывоз продовольствия, что в целом агроэкспорт вырос в России в прошлом году на рекордные 30%. Поскольку Россия все увереннее выходит на внешние рынки с аграрной продукцией, снижение мирового спроса пока не просматривается, а перспективы укрепления рубля туманны, нам в самом деле, видимо, необходимы надежные механизмы защиты своих рынков. Но какие именно меры, почему именно такие, которые введены, и где расчеты их эффективности? Главный вопрос: где гарантия, что новые ограничения не приведут к сжатию рынка и сокращению выпуска продукции, ее дефициту и подорожанию в среднесрочной перспективе? Представители Центробанка, Минсельхоза, Минпромторга и даже сам Михаил Мишустин не раз отмечали, что административное регулирование цен — это плохой метод, которым нельзя злоупотреблять, и что продлевать эти меры не планируется. «Не надо этим увлекаться и впадать в регуляторный раж», — говорил Михаил Мишустин еще в декабре. И добавил: «Меры должны быть соразмерны проблеме… Надо пользоваться ими своевременно и отказываться, когда ситуация стабилизируется». Но в итоге пошлины увеличены, введены новые, а фиксация цен на масло и сахар продлена с угрозой сделать то же самое на других рынках (птицы, молочной продукции и овощей). Наши собеседники признаются, что нигде в мире не встречали столь сложной регуляторной конструкции.
Полная версия этого материала доступна только подписчикам
Читать материалы из печатного выпуска журнала в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.
Подписка за 0₽ в первый бесплатный месяц даёт доступ только к материалам выпусков, выходящих в течение этого месяца. Если вам нужен полный доступ к архиву, подписывайтесь на любой онлайн доступ от 390 рублей.