В ходе совещания один из участников — президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков — отметил, что из-за продолжающегося с прошлого года роста цен на металлопродукцию дорожают арматура, лифты, кабели и т. д. Более того, по его словам, из-за этого растут в цене и другие стройматериалы, не зависящие от металлопроката: фанера с декабря 2020 года по 1 апреля 2021-го подорожала на 40%, а теплоизоляционный материал (минеральная вата) — на 22%. Все это, как считает Глушков, приводит многие подрядные компании в предбанкротное состояние.
Отвечая на вопрос «Эксперта», сможет ли дополнительная поддержка строительства за счет металлургов стимулировать стройиндустрию, Антон Глушков пояснил, что конечная цель в вопросе стоимости на металл не пополнить бюджет за счет изъятия сверхприбыли у металлургов, а поддержать строителей. «Безусловно, стабилизация цен и их снижение были бы лучшим решением, — отметил глава НОСТРОЙ. — Мы понимаем, что металл торгуется на международном рынке, поэтому производители ориентируются на мировые цены. Но тут необходимо учитывать реальное состояние экономики».
Впрочем, он признает, что простое перераспределение средств не выход и вопрос требует существенной проработки. Так что, даже если у металлургов изымут сверхприбыль, механизма перераспределения и изменения стоимости строительства все равно пока нет, отметил он. Добавим, что государственный строительный сектор находится в более привилегированном положении, поскольку использует или бюджетные средства, или дешевые относительно рыночного сектора кредиты.
Представители оппонента — ассоциации «Русская сталь», объединяющей крупнейших отечественных производителей металлургической продукции, — свое мнение по поводу сложившейся ситуации «Эксперту» представить не смогли.
По мнению руководителя ИАЦ «Альпари» Александра Разуваева, главной причиной роста цен в строительстве является не столько непомерный аппетит металлургов, сколько избыточное стимулирование ипотечного рынка. «Снижение в прошлом году ставки рефинансирования ЦБ до 4,25 процента плюс льготы по жилищному кредитованию подстегнули интерес к ипотеке, — отметил он. — Кроме того, в условиях, когда рубль продолжает падать, народ достал сбережения и кинулся на жилищный рынок, чтобы вложиться в квадратные метры и сохранить нажитое».
Этот вывод косвенно подтверждают и в самом ЦБ. В опубликованной недавно аналитической записке «Жилищное строительство» его аналитики выделили три ключевых фактора, которые привели к росту цен на жилье. Первый — повышенный спрос, вызванный снижением рыночных ставок, действием ряда льготных ипотечных программ (в первую очередь Программы 6,5%). И, как иллюстрация, статистика: если в июле–декабре 2019 года в месяц выдавалось около 115 тыс. ипотечных кредитов на общую сумму 265 млрд рублей, то за аналогичный прошлогодний период ежемесячно их выдавалось более 180 тыс. на общую сумму почти в полтриллиона. При этом жилья в России больше не стало, и это вторая причина подорожания жилья. И только на третьем месте оказался такой фактор, как рост цен на строительные материалы и дефицит строителей-мигрантов из-за введенных антивирусных ограничений. (О росте цен см. также на стр. 22.)